Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое материя и антиматерия?
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
Реклама
Как разбудить в людях гражданскую активность. Понятие активной гражданской позиции. «российский государственный социальный университет» |
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития. Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков. Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни. Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн. Первый этап – осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору. Третий этап – готовность к проявлению «Я». Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах. Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития. Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе. Конечно, речь не идет о свержении традиционных моральных устоев и принципов нормативного поведения, однако никто не будет отрицать тот факт, что патриархальный строй общества медленно, но уверенно сдает свои позиции, а наказывать женщину за выход на улицу без головного убора и вовсе не принято. По крайней мере, в большинстве стран. Неумолимый бег времени требует от современного человека устойчивости в материальном, физическом и моральном плане, поскольку без нее круговорот изменений, стрессов и неурядиц попросту собьет с ног и понесет по течению в сторону, которую вряд ли можно назвать привлекательной. Внутренняя стойкость определяется целым рядом факторов, начиная с умения прощать, заканчивая таким понятием как гражданская позиция. Сложности пониманияБезусловно, представление об этой составляющей человеческого сознания у каждого свое - кому-то это представляется чем-то сродни национализму, а для кого-то остается особым внутренним стержнем, помогающим бороться с житейскими неурядицами. Тем не менее, проанализировав определенную литературу, изучив некоторые исторические факты, можно выделить особенности данного определения. Ни слова о насилииПрежде всего гражданская позиция сама по себе никак не связана с жестокостью и насилием, вопреки расхожему мнению. Многие в ответ на это утверждение начнут сыпать и войн, которых в истории человечества отнюдь немало, и будут не совсем правы. Все дело в том, что гражданская позиция - это определенные внутренние убеждения, направленные скорее на самоопределение, нежели на насаждение тех или иных идеалов. Проще говоря, это самосознание себя как личности, способность иметь собственное мнение относительно окружающего мира в целом и своей страны в частности. Взаимоотношения со странойКак ни странно, для многих станет откровением тот факт, что быть патриотом своей Родины и иметь определенную гражданскую позицию - вещи связанные, но не тождественные. Первое - это любовь к своей стране при всех ее недостатках и достоинствах. Это абсолютное единство с культурным и историческим наследием, готовность в любой момент показать самые привлекательные стороны своей Родины любому приезжему, поселив любовь к своей стране в его сердце. Гражданская позиция - это несколько иное явление. Под этим следует понимать скорее некую внутреннюю автономию, способность к объективной оценке ситуации в стране. Это более отстраненный взгляд на окружающий мир, основанный на личных убеждениях, анализах и эрудированности. Революции и нормативное поведениеКак уже говорилось ранее, гражданская позиция человека сама по себе не имеет ничего общего с государственными переворотами, дебошами или массовыми пикетами. По сути, это просто трезвый взгляд на вещи, способность к оценке и формированию собственного мнения относительно той или иной ситуации. Гражданская позиция - это не только определенная точка зрения на экономическую, культурную или политическую ситуацию внутри государства - в большей мере это самая обыкновенная, доступная всем и каждому человеческая порядочность. Она начинается с бумажки, выброшенной в урну, или бабушки, переведенной через дорогу, и заканчивается выплатой налогов и, к примеру, предпочтением отечественного продукта импортному. Человек и властьТем не менее, если отбросить сентиментальность и некоторую романтику, понимание того, что гражданская позиция - это еще и отношение к правительству страны, будет более очевидным. Как говорилось ранее, под данным определением следует понимать, прежде всего, Личные представления о том или ином аспекте, которые человек без труда может аргументировать и продемонстрировать их правомерность при необходимости. Активная гражданская позиция порой может привести к самым непредсказуемым последствиям, примерами которых изобилует всемирная история, однако ее наличие обязательно для каждого человека, считающего себя полноценной личностью. Степень активностиИтак, мы пришли к тому, что гражданская позиция - это прежде всего дело каждого. Безусловно, возможность для споров существует абсолютно всегда, однако чаще всего они, либо не возникают, либо приводят к своеобразному общему знаменателю. Тем не менее существуют ситуации, в которых активная гражданская позиция требует определенных действий, поскольку иных вариантов не остается. В качестве примера можно привести противостояние северной и южной частей США в 60-х годах ХІХ века. В качестве тогда выступил рабовладельческий строй, которого продолжали придерживаться плантаторы в то время как северные штаты отказались от подобной эксплуатации людей. Несогласие населения со сложившейся ситуацией привело в итоге к гражданской войне, в которой погибло больше американцев, чем в любой другой войне с участием США. Другим примером проявления активной гражданской позиции, нашедшей поддержку в массах, можно назвать знаменитую в ходе которой населению удалось свергнуть режим полицейской диктатуры и избрать лидера, уважаемого народом. Откуда взять то, чего изначально нетНикто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации. Чем большим объемом знаний человек будет обладать, чем шире будет его кругозор, тем проще будет ему сформировать свою собственную точку зрения на те или иные аспекты жизни. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что формирование активной гражданской позиции человека непосредственно связано с политическим режимом, действующим в стране. Каждому, кто застал СССР, знакома традиционная благодарность за счастливое детство товарищу Сталину, а для любого жителя Нью-Гэмпшира будет непоколебимой истиной фраза: «Живи свободно или умри». Другие способы влияния на личностьНесмотря на то что гражданская позиция - это личный выбор каждого человека, в современной действительности сделать его достаточно сложно. И хотя в большинстве стран эпохи жесткой диктатуры давно прошли, навязывание чужого мнения сохранило актуальность и по сей день. Причина этого кроется в непрерывном информационном шуме, которым окружен человек - средства массовой информации, интернет-ресурсы, пропагандирующие определенное мнение, литература и телевидение - все это давит на человека, формируя тем самым его точку зрения. Время жестокого насаждения определенного видения давно прошло - на смену ему пришла эра ложных идеалов и соблазнительных картинок светлого будущего, которыми прикрыты насущные проблемы. Сила сменилась хитростью, а правда - удобной версией. Именно поэтому каждому человеку, считающему себя по-настоящему личностью, приходится рано или поздно заглядывать за край информационной изгороди и искать факты для формирования самого себя. ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВАРИАНТЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ Е.А. Савельева Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В последние годы в России отмечен рост гражданской активности и актуализация гражданских ценностей в самых разных социально-демографических группах, но особенно отчетливо - среди молодежи. Гражданскую активность и соответствующие ценности принято рассматривать в контексте политической вовлеченности, с учетом социального капитала и через участие в негосударственных общественных движениях, но такой подход слишком узок, поскольку гражданская активность имеет отношение не только к политике и социально значимым действиям, но и встроена в повседневную жизнь людей. На основе вторичного анализа эмпирических данных (полученных, прежде всего, методом глубинных интервью) и результатов реализованных автором фокус-групп можно сделать вывод, что гражданская активность, помимо объективной внешней составляющей, обязательно включает в себя внутреннюю установку на активное преобразование себя и окружающего социального мира. Ключевые слова: гражданская активность, гражданские ценности, молодежь, феноменологический подход, глубинные интервью, фокус-группы. В современной России формы гражданской активности стали весьма разнообразны: это и участие в митингах, акциях протеста и демонстрациях, и волон-терство - помощь пострадавшим во время техногенных, природных и экологических катастроф, работа в детских домах, домах престарелых, помощь бездомным животным и многое другое. Все это актуализирует социологическое изучение гражданской активности в ее объективном и субъективном (мотивационном) «измерениях». Так, граждански активное население России как объективный социальный актор стало новым явлением, которое необходимо, как минимум, учитывать для построения адекватной картины нынешнего социального мира. Гражданская активность может быть позитивной и негативной, общегражданской и локальной, реальной и потенциальной, но очевидно одно - российское общество «пробуждается» от социальной апатии предшествовавших десятилетий, и эта новая во всех смыслах социальная ситуация требует своего научного осмысления. Именно социология должна предложить интерпретацию текущих событий и попытаться ответить на своей извечный, по сути, вопрос «Что здесь происходит?». Но для изучения гражданской активности необходимо, в первую очередь, четко определиться с тем, что мы собственно понимаем под гражданской активностью и гражданскими ценностями. Рассмотрим, какие в принципе возможны определения понятия «гражданская активность». Следуя за трактовкой гражданского общества как характеризующе- гося наличием добровольных самоорганизующихся организаций и ассоциаций, гражданскую активность можно определить как добровольное участие в различных некоммерческих структурах, а гражданские ценности - как общие мировоззренческие ориентиры, связанные с благом общества. Например, если рассматривать гражданскую активность российской молодежи с точки зрения концепций социального капитала (по сути, это различные сетевые взаимосвязи, вовлеченность в институциональные формы социального взаимодействия), то можно сделать вывод, что молодежь не слишком активно включается в социально значимые виды деятельности и в основном не использует свой социальный капитал для решения гражданских проблем, т.е. гражданские ценностные ориентации слабо выражены у российской молодежи, ей более важны ценности, связанные с личной судьбой, с близким кругом: «рассматривая тревоги как общественные, исходящие из состояния социальных отношений, респонденты придают им характер опасностей, которых по необходимости следует избегать, конструируя собственную систему „стабильности" и „безопасности" тем, что является результатом собственных усилий, - действиями в кругу близких, пониманием со стороны близких и друзей» . Другая трактовка предлагает включение и рассмотрение гражданских ценностей молодежи в общем поле политической заинтересованности, вовлеченности и активности. Например, считается, что реальная многопартийность может повлиять на развитие гражданских ценностей и гражданского общества, а индикаторами личностной системы гражданских ценностей являются следующие: представления о перспективах жизни в России; отношение к действующим общественным структурам и институтам власти; национальное самоопределение; оценка наличия и действенности законодательных норм демократического общества; отношение к политическим партиям; предпочитаемые способы защиты своих интересов; суждения о политической системе в России в целом; политическая и идеологическая самоидентификация, политические и иные предпочтения в выборе сценариев развития страны . Третья условно выделяемая трактовка гражданских ценностей сводит их к разнообразным формам участия в различных общественных движениях: сегодня в развитых обществах на первый план вышло понятие «качество жизни» как связанное, прежде всего, с устойчивой системой ценностных ориентаций, со стремлением общественных движений привлечь внимание общества к таким ценностям, как экологически ответственное поведение, бережное отношение к природе, соблюдение прав человека и т.д. Современные общественные движения, можно сказать, призывают человека «очнуться», «проснуться» и пересмотреть свои ценности, жить осознанно, не мириться с несправедливостью, мыслить стратегически: «"новые социальные движения" (в соответствии с одноименной парадигмой) являются ценностно ориентированными и нацеленными на преобразование общества, а не только на реализацию собственных групповых интересов» . Все перечисленные выше трактовки гражданской активности - с позиций теорий социального капитала, политической вовлеченности или включенности в деятельность общественных движений - интерпретируют ее слишком узко для целей эмпирической работы: граждане, считающие себя социально активными, не «попадут» в трех данных случаях в социологически фиксируемую прослойку граждански активного населения, поскольку данные концептуализации гражданской активности не учитывают реального многообразия и насыщенности современной жизни. Более оптимальной концептуальной рамкой для социологического анализа гражданской активности, вероятно, являются различные теории ценностных ори-ентаций (и социальной установки как трехуровневого образования, включающего в себя когнитивный, эмотивный и конативный компоненты), начало разработки которых было положено еще классиками социологии - М. Вебером, Э. Дюркгей-мом, Ф. Теннисом, Т. Парсонсом, У. Томасом и Ф. Знанецким (ввели термин «социальная установка») и многих других. Так, в 1935 г. Г. Олпорт выделил общие черты социальной установки, с которыми согласны все исследователи: «определенное состояние сознания и нервной системы; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение» . Нередко понятия «ценности» и «ценностные ориентации» употребляются как синонимы, т.е. ценностные ориентации в социологии и социальной психологии позиционируются как некие аналоги более философско нагруженного концепта «ценности». Для целей социологического анализа следует различать и разводить данные понятия следующим образом: ценности - это абстрактные, общие понятия, зачастую близкие понятию идеологии в широком смысле этого слова (примеры употребления - демократические ценности, ценности тоталитарного общества и т.п.); ценностные ориентации - это ценности в действии, в динамике, непосредственно превращенные в поведение, смысложизненные ориентиры индивидов. Соответственно, одна и та же ценность может «превращаться» у разных людей в совершенно различные ориентации (предпочтения, мотивы, поведенческие паттерны), т.е. ценностная ориентация - это индивидуальное, субъективное преломление ценностей. Если под гражданскими ценностями понимать благо общества, а под соответствующими им ценностными ориентациями - все формы активности по его достижению, то важно выяснить, как именно гражданские ценности преобразуются в гражданскую активность у разных (социально-демографических и социальных типов) людей, так как гражданская активность может пониматься ими совершенно по-разному. В заданном концептуальном фрейме можно использовать различные методы изучения гражданской активности: массовые опросы (репрезентативные общенациональные и региональные), опросы на митингах, кейс-стади, фокус-группы, глубинные интервью с лидерами общественных движений и инициатив, гражданскими активистами. Так, массовые опросы позволяют измерять, например, индекс активности в динамике, чтобы оценить колебания активности населения в целом или различных социально-демографических групп в зависимости от различных событий . Но массовые опросы, как правило, измеряют только средние показатели по России, при этом немаловажные всплески гражданской активности в отдельных регионах остаются за кадром. Что касается опросов на митингах, то положительной стороной подобных исследований является обращение непосредственно к граждански активному населению, тогда как минусы заключаются в том, что, как правило, здесь гражданская активность сводится исключительно к политическому участию, а остальные и зачастую более важные повседневные аспекты гражданской активности не рассматриваются . Кейс-стади, несомненно, позволяют более точно показать и понять региональные особенности различных гражданских инициатив и общественных движений, их сходства и различия (например, экологическое движение в Химках, рабочее движение в Рубцовске, движение автомобилистов в Калининграде и др.). В данном случае исследователь сам выбирает, что считать проявлением гражданской активности, достойным изучения с точки зрения собственной социальной симптоматичности или (не)типичности . Активно сегодня стали применяться глубинные интервью и фокус-группы, чтобы, например, определить структуру какого-либо движения или понимание его участниками собственных задач, гражданских ценностей или изучаемого феномена в целом . Качественный подход в изучении гражданской активности становится сегодня все более широко распространенным в силу своей эффективности - он позволяет всесторонне охарактеризовать данный социальный феномен и отследить происходящие с ним изменения, потому что слой граждански активных людей в России все еще достаточно тонок, чтобы важные локальные изменения было заметно (и, соответственно, можно было «замерить») на общероссийском уровне. На мой взгляд, для изучения гражданской активности в России сегодня оптимальной концептуальной рамкой выступает феноменологический подход - здесь под гражданской активностью понимается ровно то, что сами люди вкладывают в данное понятие и стремятся реализовать в своей повседневности, конструируя тем самым свою социальную реальность. Соответственно, для концептуализации понятия «гражданская активность» необходимо обратиться к качественному подходу, поэтому в 2012 г. было проведено две фокус-группы со студентами старших курсов факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, в которых в качестве респондентов приняли участие 15 человек (1). Для адекватной интерпретации результатов фокус-групповых дискуссий они будут контекстуализированы данными о гражданской активности молодежи, полученными в ходе эмпирических проектов Ульяновского НИЦ «Регион» (2) . Молодежь (студенчество) как объект исследования была выбрана в связи с тем, что для социологической науки вневременной актуальностью обладает во- прос о влиянии различных институтов социализации на усвоение ценностей молодежью, поскольку ценностные ориентации нынешних молодых поколений определяют перспективы развития общества. Ценностные ориентации молодежи, особенно подростков, могут существенно изменяться в процессе трендовых замеров - об этом свидетельствуют проведенные Р. Инглхартом исследования ценностей, которые позволили ему доказать изменение обществ в контексте постмодерна . Инглхарт разделяет ценности на материалистические (акцент на экономической и физической безопасности) и постматериалистические (на первом плане самовыражение и качество жизни) и сформулировал теорию межгенерационного изменения ценностей, основанную на двух гипотезах - недостатка и лага. Гипотеза ценностной значимости недостающего утверждает: «приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической" среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает». Дополняет ее гипотеза социализационного лага: «состояние социально-экономической" среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный" временной" лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной" степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию» . Таким образом, согласно Инглхарту, развитые общества меняются потому, что достигли экономической и физической безопасности, и на первый план выходят постматериалистические ценности - эстетические, духовные и т.п. Это порождает глобальный сдвиг к постмодернизации общества, но не моментальный, а отложенный во времени, потому что формирование ценностных ориентаций происходит в период ранней социализации человека. Через несколько десятков лет, когда происходит смена поколений, для людей становится важным не выживание или экономический рост, а субъективное благополучие, счастье, которое зависит уже не от материального благосостояния, а от качества жизни (например, защита окружающей среды становится приоритетнее, чем развитие нового производства, гармония и спокойствие - чем резкий экономический рост, связанный с нарастанием психологического напряжения): «постмодернизация представляет собой сдвиг в стратегиях выживания; она движется от максимизации экономического роста к максимизации выживания и благополучия через изменения образа жизни» . События, которые переживает молодежь, в дальнейшем влияют на всю ее дальнейшую жизнь, поэтому изменения ценностей в обществе носит отложенный характер. Когда через несколько десятков лет молодежь станет главным социальным актором, то будет нести в себе и реализовывать именно те ценностные ориентации, которые сформировались во время взросления. Итак, рассмотрим, из каких «элементов» состоит гражданская активность, согласно представлениям молодежи, на основе вторичного анализа результатов исследований НИЦ «Регион» и фокус-групповых дискуссий, проведенных автором. Ниже в табл. 1 сгруппированы по разным основаниям всевозможные представления молодежи о гражданской активности. Таблица 1 Представления молодежи о гражданской активности Форма Занятие общественной деятельностью «Членство в какой-либо организации, принадлежность к общественному движению, проявления альтруистических настроений, инициативная социальная работа, в том числе волонтерская деятельность» Внутренняя позиция, направленная на преобразование себя и окружающего мира «Это осознанная деятельность человека, когда он понимает, что он гражданин, зачем ему это надо... он не апатичен» (фокус-группа) Отношение к деньгам Коммерческая «Если рассматривать гражданскую позицию с коммерческой точки зрения, то можно рассмотреть ее именно с точки зрения каких-то компаний, сообществ, которые высказывают свою точку зрения и, таким образом, их гражданская позиция как-то больше влияет на изменения в обществе, чем гражданская позиция отдельно взятого индивида» (фокус-группа) Некоммерческая «Гражданская активная позиция не связана с какой-то коммерцией, это должен быть личный какой-то позыв человека, не связанный с экономической точкой зрения» (фокус-группа) Ширина охвата Общегражданская политическая деятельность/ в контексте патриотических настроений «Если граждански активный человек хочет, чтобы его интересы представлялись, он понимает, что надо пойти голосовать» (фокус-группа) Общегражданская деятельность, не связанная с политикой «Константин Кинчев, он за счет музыки очень много делает... Он кстати имеет влияние на массу на некоторую, чем также влияет на политику, на гражданскую позицию людей» (фокус-группа) «Цой многих заставил... там все были стадом, а он научился выражать свое мнение» (фокус-группа) Локальная деятельность, направленная на решение отдельной проблемы / помощь близкому окружению «Гражданская активная позиция включает в себя, прежде всего, заботу о ближних людях, не то что бы даже о ближних, вообще обо всех, ну и в том числе о ближних. Думаю, нужно начать сначала с близких, а потом далее, далее насколько есть силы, какие средства вообще возможны в этом» (фокус-группа) «Моя консьержка в доме с активной позицией, потому что она выбила нам вокруг дома дороги, да, у нас дома принадлежали немного не как обычные дома принадлежат... Они там к военной какой-то администрации принадлежали. Выбили, чтобы нам чистили дороги зимой, чтобы нам отремонтировали дороги, чтобы площадку сделали» (фокус-группа) Готовность к действию Реальная(непосредственные действия) Они видят, что есть какая-то проблема, ну вот в данном случае, предположим, коррупция. Они не просто сидят, сложа руки, вот говорят об этом, говорят, говорят, напоминают: «ну давайте, что-нибудь сделаем»... Не только говорят, но и делают сами (ФГ, девушка). Потенциальная (желание, но пока без действий) «Это, прежде всего, желание сделать общество лучше. Либо помочь обществу, либо помочь решить его какие-либо проблемы» (фокус-группа) «Люди, которые готовы внести лепту какую-то, которые не просто сидят там и смотрят телевизор, и знают, что вот происходит, но и хотят что-то сделать. И даже... ну даже... Пускай даже хотят просто» (фокус-группа) Влияние на общество Позитивная (улучшение окружающего мира) «Я пытаюсь свое хорошее передать тем окружающим, которые вокруг меня, чтобы они больше понимали, чтобы наша общая атмосфера становилась хорошей... т.е. это в коллективе, на работе» (фокус-группа) Негативная (экстремистская, агрессивная) «Гражданская активность может быть не только положительной, направленной на какие-то благие дела, но также она может идти в отрицательную сторону» (фокус-группа) Окончание Основание Виды гражданской активности Цитаты Бесполезная(простая трата времени, манипуляция со стороны кого-либо) «Сейчас я, наверное, все-таки больше пессимист, который скажет, что это (митинги) вряд ли что-то изменит, т.е. я могу поучаствовать, скорее всего, поучаствую, но не с той мыслью, что это что-то изменит» (фокус-группа) Направление Организация молодежных праздников, спортивных соревнований «Возраст молодых - 14-17 лет, приходится на обучение в школах и средних специальных учебных заведениях, где организации молодежного досуга уделяется большое внимание со стороны учителей, активно привлекающих к этой деятельности учащихся» . Организация подростковых и молодежных клубов «Эту группу представляет молодежь, имеющая высокий уровень материального благосостояния, которая верит в то, что жизнь через несколько лет станет лучше» Экологическая, деятельность по охране природы, животных «Например, защита Химкинского леса, в основном там была молодежь, которая старалась защитить лес от государства, которое хотело срубить его» (фокус-группа) Молодежные общественные организации, клубы молодых лидеров «Сейчас существует много молодежных организаций, молодежь всячески пытается принимать участие в развитии государства» (фокус-группа) Студенческий (школьный) актив «Активность в школе/университете позволяет повысить свой социальный статус и конвертировать свою активность в дополнительные возможности» Профсоюз «Если гражданская позиция активная на работе, ну, т.е. профсоюзы какие-нибудь, все такое, близкие немного, наверное, относятся к другой сфере жизни человека, как к гражданскому» (фокус-группа) Подготовка молодежных медиа-проектов (журналы, газеты) «В данном случае высокий уровень гражданской активности напрямую связан с творческой активностью. Представители данной группы считают, что молодежь играет важную роль в политике, экономике и культуре» Волонтерская деятельность по оказанию помощи «Например, инвалидам, бездомным, наркоманам, ВИЧ-инфицированным» Военно-патриотические клубы, охрана общественного порядка «В качестве проблем молодежи представители этой группы называют малое количество спортивных площадок и клубов» Участие в политических партиях Все оппозиционеры, которые более или менее на слуху, с активной гражданской позицией, политики» (фокус-группа) Участие в митингах, демонстрациях, политических акциях «Ежемесячно повторяется такая демонстрация 31 числа, за 31-ую статью конституции. У нас есть такая социально активная, либерально настроенная прослойка, которая каждый месяц отстаивает возможность проводить собрания» (фокус-группа) Данную концептуальную схему можно использовать для измерения гражданской активности с помощью шкал и техник, описанных ниже. Конечно, данные наработки несут рекомендательный характер и должны быть апробированы в пилотаже и разведывательном исследовании (табл. 2). Вестник РУДН, серия Социология, 2013, № 2 Таблица 2 Название Основание Методика измерения Форма Полуоткрытый вопрос об участии (допустим, за последний год) в общественной организации, движении, акциях, волонтерстве, с указанием «в какой именно организации, чем занимался», чтобы уменьшить вероятность социально желательных ответов. Для измерения внутренней позиции - шкала Лайкерта: одинаковое число позитивных и негативных (например, по пять) утверждений о преобразовании себя и окружающего мира, согласие или несогласие с которыми респондент должен выразить на стандартной порядковой шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»). Отношение к деньгам Например, вопрос «Получаете ли Вы доход от своей общественной деятельности?». Должен быть предварительный вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли Вы общественной деятельностью профессионально?». Ширина охвата Проективная ситуация на измерение установки к общегражданской/локальной деятельности: «Представьте, что Вы занимаетесь общественной деятельностью. Что Вам ближе: Вы бы предпочли решить небольшую проблему, которая волнует лично Вас, после чего приостановить свою деятельность до возникновения новых проблем подобного рода, или заниматься деятельностью, охватывающей широкий круг проблем, на постоянной основе?». Проективная ситуация на измерение установки к политической/неполитической гражданской активности: «Представьте, что Вы занимаетесь общественной деятельностью. Что бы Вы предпочли: пойти «в политику» и действовать от имени лица, имеющего некий политический пост (например, депутат Государственной Думы), или действовать от имени лица, имеющего позицию в другой сфере (профессиональная, культурная и т.д.)?». Готовность к действию Для измерения реального участия - полузакрытый вопрос об участии в общественной деятельности, с указанием, когда и что именно осуществлялось (чтобы снизить число социально желательных ответов), также возможен вопрос о частоте участия («редких» участников можно считать только потенциально граждански активными). Для измерения готовности потенциально участвовать - шкала Богардуса с постепенным повышением степени готовности (например, от «иногда у меня возникает желание сделать что-то хорошее окружающим» до «иногда я делаю перепост в социальных сетях с призывами, но сам не участвую»). Влияние на общество Шкала Лайкерта: одинаковое число позитивных и негативных (например, по пять) утверждений об отношении к собственной гражданской активности, согласие или несогласие с которыми респондент должен выразить на стандартной порядковой шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно не согласен»). Направление Структура гражданской активности по этому основанию нужна для формирования вопросов о ее формах и готовности к действию в целом. Итак, резюмируем, для чего могут быть полезны результаты подобных «измерений». Во-первых, все указанные выше исследования проводились только среди молодежи, поэтому необходимо изучать, насколько представления старших поколений о гражданской активности совпадают с молодежными, или же для них гражданская активность складывается из других элементов - подобные исследования позволят провести межпоколенческий сравнительный анализ гражданской активности и гражданских ценностных ориентаций. Во-вторых, полученные результаты помогут в разработке валидного инструментария (анкет) репрезентативного массового опроса, если задачей будет всестороннее изучение и «измерение» гражданской активности молодежи, так как адекватно описывают структуру гражданской активности, благодаря чему, например, граждане, не участвующие в каких-либо организациях, а ведущие социально ответственный и граждански активный образ жизни, не будут больше исключены из фокуса социологического анализа. В-третьих, предложенная концептуализация гражданской активности позволяет разделить молодежь на типологические группы в зависимости от того, в какой именно сфере они активны, выявив, таким образом, структуру граждански активной молодежи. ПРИМЕЧАНИЯ (1) Для подготовки магистерской диссертационной работы в рамках изучения гражданской активности в сети Интернете в течение двух лет автором были проведены несколько исследований: массовый онлайн-опрос, психосемантический анализ образов гражданских активистов, две фокус-группы. Фокус-группы прошли на факультете гуманитарных и социальных наук РУДН: в первой фокус-группе приняли участие 8 человек в возрасте от 17 до 22 лет; во второй - 7 человек в возрасте от 18 до 21 года. Подбор респондентов осуществлялся двумя обученными рекрутерами по скринирующей анкете среди студентов социальных и гуманитарных специальностей, а также в Интернете с помощью социальных сетей (выборка - типичные представители целевой группы). В ходе фокус-групп были решены следующие задачи: выявлены представления о гражданской активности; обозначены основные возможности Интернета для выражения своей гражданской позиции; охарактеризован общий мобилизационный потенциал молодежи. Результаты фокус-групповых дискуссий отражены в статье: Парамонова А.Д., Сохадзе К.Г., Петухова (Савельева) Е.А. Гражданская активность в современной России: результаты фокус-группового исследования // Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Глобализация и мультикуль-турализм: Россия в современном мире: Материалы XII науч. конф. молодых ученых / Под ред. В.Б. Петрова. - М.: Изд-во РУДН, 2012. (2) В статье «"Нам нужны права, а не обязанности": гражданская активность российской молодежи» Ю.В. Андреева и И.В. Костерина приводят результаты многочисленных исследований НИЦ «Регион» (Ульяновск), посвященных различным аспектам молодежной культуры, которые проводились как методом глубинных интервью с молодежью, работниками НКО и правозащитных центров, так и с помощью массовых опросов, анализа соответствующих нормативных документов федерального и регионального уровней (результаты исследований представлены на сайте: ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1994. Андреева Ю.В., Костерина И.В. «Нам нужны права, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - № 3. Бокарев В.А. Трансформация и развитие социально-политических ориентаций учащейся молодежи московского мегаполиса на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дисс. ... д.с.н. - М.: МПГУ, 2009. Волков Д.А. Протестное движение в России глазами его лидеров и активистов // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2012. - Т. 113. - № 3-4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. - 1997. - № 4. Клеман К. От дворовых движений к городским гражданским движениям: опыт Рубцовска, Химок, Астрахани и Калининграда. URL: http://www.ikd.ru/?q=node/17595. Кротов Д.В. Социальный капитал российской молодежи: Автореф. дисс. ... д.с.н. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. Лобанова О.Ю., Семенов А.В. От неучастия к действию. Гражданско-политическая активность в Тюмени в декабре 2011 - сентябре 2012 гг. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2012. - Т. 113. - № 3-4. Райков Г.И. Формирование гражданских ценностей молодежи в процессе создания многопартийной системы современной России: Автореф. дисс. ... к.с.н. - Тюмень: ТГНГУ, 2004. Фонд «Общественное мнение». Индекс «Протестные настроения». URL: http:// fom.ru/indikatory.html Халий И.А. Общественные движения как инновационный потенциал местных сообществ в современной России: Автореф. дисс. ... д. с. н. - М.: ИС РАН, 2008. CIVIC ACTIVITY OF THE YOUTH: VARIANTS OF CONCEPTUALIZING THE NOTION Sociology Chair Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198 Recently Russia has seen a growing civic activity and realization of values in various social-demographic groups, especially - among the youth. Civic activity and the corresponding values are usually considered in the context of political involvement, taking into account the social capital, and in view of participation in non-government public movements. But this approach is too narrow, as civic activity is related not only to politics and socially significant actions, but is also part and parcel of the people"s everyday life. On the basis of secondary analysis of the empirical data (received, primarily, in in-depth interviews) and the results of the focus-groups realized by the author, we can conclude that civic activity, besides its objective outer component, by all means includes the inner aim at active transformation of self and the social world around. Key words: civic activity, civic values, the youth, the phenomenological approach, in-depth interviews, focus-groups. Andreeva G.M. Social"naja psihologija. - M.: Nauka, 1994. Andreeva Ju. V., Kosterina I. V. «Nam nuzhny prava, a ne objazannosti»: grazhdanskaja aktivnost" rossijskoj molodezhi // Zhurnal issledovanij social"noj politiki. - 2006. - T. 4. - № 3. Bokarev V.A. Transformacija i razvitie social"no-politicheskih orientacij uchashhejsja molodezhi moskovskogo megapolisa na rubezhe XX-XXI vv.: Avtoref. diss. ... d.s.n. - M.: MPGU, 2009. Volkov D.A. Protestnoe dvizhenie v Rossii glazami ego liderov i aktivistov // Vestnik obshhest-vennogo mnenija: Dannye. Analiz. Diskussii. - 2012. - T. 113. - № 3-4. InglehartR. Postmodern: menjajushhiesja cennosti i izmenjajushhiesja obshhestva // Politicheskie issledovanija. - 1997. - № 4. Kleman K. Ot dvorovyh dvizhenij k gorodskim grazhdanskim dvizhenijam: opyt Rubcovska, Himok, Astrahani i Kaliningrada. URL: http://www.ikd.ru/?q=node/17595. KrotovD.V. Social"nyj kapital rossijskoj molodezhi: Avtoref. diss. ... d.s.n. - Rostov-na-Donu: JuFU, 2009. Lobanova O. Ju., Semenov A.V. Ot neuchastija k dejstviju. Grazhdansko-politicheskaja aktivnost" v Tjumeni v dekabre 2011 - sentjabre 2012 gg. // Vestnik obshhestvennogo mnenija: Dannye. Analiz. Diskussii. - 2012. - T. 113. - № 3-4. Rajkov G.I. Formirovanie grazhdanskih cennostej molodezhi v processe sozdanija mnogopartijnoj sistemy sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. ... k.s.n. - Tjumen": TGNGU, 2004. Fond «Obshhestvennoe mnenie». Indeks «Protestnye nastroenija». URL: http://fom.ru/ indikatory.html Halij I.A. Obshhestvennye dvizhenija kak innovacionnyj potencial mestnyh soobshhestv v sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. ... d.s.n. - M.: IS RAN, 2008. Формирование гражданской активности студентов в изучении права Ноготысая Е.А. Преподаватель ГБОУ СПО НАО «НАЭТ» Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. Гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны. По новым ФГОС в ГБОУ СПО НАО «НАЭТ» изучается курс «Право» на первых курсах технического и естественно-научного профиля, где студенты имеют возможность познакомиться с теоретическим материалом, нормативными и правовыми актами. Во внеурочной деятельности, в которую вовлечена большая часть студентов, элементы правового образования и воспитания реализуются в следующих формах: 1. Проведение декады гуманитарно-правовых дисциплин, которая включает мероприятия: конкурс тематических плакатов, выставка литературы, конкурс сочинений – эссе, и т.д; 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской деятельности разного уровня; 3. Экскурсии на предприятия (посещение ЗАГСа – знакомство со статистикой, спецификой семейных и родственных отношений; Центр занятости, Пенсионный фонд и др.). 4. Активное взаимодействие с социальными партнерами техникума – Служба судебных приставов, УМВД России по НАО и др. (встречи с руководством, экскурсии на предприятия, выступления представителей на классных часах и т.д.) 5. Деятельность кружков и клубов. Так с 2013 года в техникуме работает кружок «Азбука жизни», где одной из форм работы с сиротами является их правовое просвещение. В формировании гражданской активности достаточно эффективной проявила себя деятельность клуба молодого избирателя «»Мой выбор». Клуб был создан в 2011г., в его составе 15 постоянных членов (представители разных групп). Целями работы клуба являются - формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры молодых избирателей, приобретение личного опыта демократических отношений и различных форм его осознания. Формы и методы деятельности клуба: проведение лекций, деловых и ролевых игр, диспутов, круглых столов, форумов с молодыми избирателями; встречи с членами избирательных комиссий, депутатами, руководителями местных отделений политических партий; распространение информации о своей деятельности. Клуб работает в тесном сотрудничестве с ЦИК НАО, ЦБ им. Пичкова и другими клубами учебных заведений. Так как гражданская активность – это одна из форм общественной активности, а ее основной целью является реализация социально значимых интересов, поэтому первоначально проводится диагностика для изучения исходного состояния сформированности гражданской активности (ее основные показатели - сформированность правовой культуры у студентов, отношение к выборам, отношение к лидерству). В ходе анализа результатов диагностики и определяется необходимость активизации формирования гражданской активности в изучении избирательного права, повышения правовой культуры. В целях правового просвещения проводится цикл теоретических занятий по изучению избирательного права: лекции с обсуждением документов, семинары, анализ альтернативных ситуаций. Избирательное право имеет законодательную основу. Поэтому при изучении документов на занятиях по изучению избирательного права требуется не личная субъективная трактовка учителем положений кодекса, а обращение самих студентов к «букве закона», то есть определённой статье того или иного документа. Непосредственно практическая деятельность студентов начинается с проведения анкетирования студентов техникума с целью определения уровня правовой культуры, отношения будущих молодых избирателей к выборам и политической жизни страны («Я и закон», «Зачем нам знать законы?»). Следующая форма - проведение выборов лидеров студенческого самоуправления. Для того чтобы знания, полученные на теоретических занятиях, приобрели практическое наполнение, разрабатываются различные формы моделирования поведения будущих избирателей. С 2006 года в техникуме внедряется система студенческих выборов. Во время выборов студенты формируют свою гражданскую активность, овладевают азами избирательного процесса: применяется ролевая функция агитаторов, членов избирательной комиссии, активного электората. Развитию гражданской активности в области избирательного права в значительной мере способствуют внеклассные мероприятия. Большую помощь в их организации и проведении оказывают члены клуба: самостоятельно готовят мультимедийные презентации, проводят анкетирования, викторины, деловые игры, социологические опросы. Так в результате социологических опросов были подготовлены проектные работы по темам: «Пути повышения электоральной активности молодежи техникума», «Роль правового и гражданского воспитания в формировании электоральной активности молодежи», «Мотивация неучастия молодежи в выборах». Основные принципы и алгоритм гражданской активности Скажите мне, ну почему Для начала давайте дадим определение гражданской активности . Для меня это – любая законная активность гражданина страны (в данном случае – России, но вообще любой, да и то не обязательно гражданина юридически , вполне достаточно по духу), направленная на формирование гражданского общества в частности и более комфортной среды обитания в общем. Тут также следует упомянуть понятие комфорта, точнее, зоны комфорта . Для меня этот термин впервые встретился в одноимённой статье Артемия Лебедева , и стал очень важным для объяснения всего того, чем я занимаюсь. Потому что беда нашей страны в том, что зона комфорта у большинства людей – очень маленькая, от границ квартиры и меньше (у некоторых ведь и дома вечный бардак и грязища, и в автомобиле накурено). :-(А моя зона комфорта – это не только моя квартира, это ещё и мой подъезд, мой двор, улица, город, область, да вся страна!.. Это если не впадать совсем уж в космополитизм и не заявлять, что моя зона комфорта – это весь мир, вся планета Земля. :-) То есть это статья о моём опыте улучшения среды обитания, расширения зоны комфорта, которая на самом деле должна быть нашей общей зоной, общей для всех сограждан. Потому что можно сколько угодно бороться за честные выборы (что, впрочем, тоже является необходимым видом гражданской активности), но выбранные дяди либо изначально могут оказаться плохими (к сожалению, во власть лезут в большинстве своём именно недостойные люди), либо облениться или иным образом испортиться в процессе своей законотворческой или исполнительной деятельности. Да и вообще статья об активности не только по отношению к органам государственной власти, но и к другим субъектам отношений с гражданами, в том числе коммерческим организациям. Впрочем, государственный аппарат – это тоже коммерческая организация, которая должна быть эффективной и радовать нас – налогоплательщиков и тем самым её клиентов. В общем, кто ещё будет заботиться о нашем комфорте, если не мы?.. Пусть я идеалист, но мне хочется верить, что не всё так плохо с моими согражданами, как показала из-под снега весна , и если после прочтения данной статьи активных граждан станет немного больше, наш мир станет немного лучше немного быстрее. :-) Основные принципы гражданской активности
Пример алгоритма гражданской активностиХотя ниже алгоритм гражданской активности приводится для частного случая, думаю, при использовании изложенных выше основных принципов каждый может понять, каким будет алгоритм в другом частном случае. Итак, частная ситуация: ваш сосед по подъезду регулярно мусорит (курит, гадит и т. п.). Алгоритм:
Как-то так. Можете свои улучшения данного алгоритма, а ещё лучше делиться собственным фактическим опытом успешного решения любых проблем. А пока – несколько моих личных примеров (статей):
Примеры неправильного поведения гражданинаПримеров неправильного поведения гражданина, или, другими словами, ложной гражданской активности наверняка можно привести очень много (просто потому, что делать неправильно и впустую всегда проще, чем правильно и результативно), но сходу я вспомнил только пару типовых:
Если что ещё вспомню – дополню. А пока не забывайте, что главное – не шумиха сама по себе, а результат . Результаты, хорошие и разныеКак говорится, для настоящего учёного даже отрицательный результат является результатом. :-) Да, если внимательно прочесть перечисленные выше мои статьи и немного общаться со мной, то можно заметить, что далеко не всегда мне удаётся добиться хороших результатов:
Тем не менее, «врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»:-), и благодаря этому и активности других моих сограждан в нашем городе уже есть несколько хороших и комфортных мест . |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Африка полезные ископаемые
- Макс вебер направление или теория
- Десятичные дроби, определения, запись, примеры, действия с десятичными дробями Дроби десятичные числа простоты
- Презентции на тему афганистан, афганская война, скачать бесплатно к классному часу
- Евгений белаш мифы первой мировой
- Что помешало спасти "титаник"
- Конкурсы Английские конкурсы для детей
- Литературно-музыкальная композиция «Есть такая профессия — Родину защищать
- Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году
- Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи