Разделы сайта
Выбор редакции:
- Маргинал или изгой общества Кто это такой
- Студенческие строительные отряды (ссо - вссо) Движение вссо как называли в ссср
- Целебные свойства марганцовки — полезные советы
- Подготовка к егэ по обществознанию
- Гитлер в «Mein Kampf»: «Русские – великий народ» - aquilaaquilonis
- Бои на Халхин-Голе (1939)
- Умножение на однозначное число столбиком
- Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях
- Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег
- Презентация по физике на тему "звуковые волны"
Реклама
Клиническая психология сидоров парняков. Клиническая психология. Учебник. Другие книги схожей тематики |
Название:
Введение в клиническую психологию. Второе издание учебника "Введение в клиническую психологию" освещает такие вопросы, как введение в психологию (где отражены предмет, задачи и психологические методы, психика и мозг), характеризует психические процессы и состояния личности, психология и теории личности, психология развития и возрастная клиническая психология, личность и общество в аспекте психологии человеческих взаимоотношений, охарактеризованы соотношение понятий личность и болезнь, врач и пациент, рассмотрена психология лечебного процесса.
Название:
Диагностика межличностных отношений.
Название:
Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция.
Название:
Судебная сексология.
Название:
Сексология.
Название:
Криминальная сексология.
Название:
Криминальная психология.
Название:
Введение в сексологию.
Название:
Экспериментальные методики патопсихологии Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. ПРЕДИСЛОВИЕКлиническая психология - область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля - клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине - менеджерам здравоохранения. В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в психотерапию. БИБЛИОТЕКА Под редакцией профессора В.В.Макарова П.И.Сидоров ВВЕДЕНИЕ Академический Проект Деловая книга УДК 159.9.07 Научный консультант серии - А.Б.Хавин Сидоров П.И., Парняков А.В. ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. © Сидоров П.И., Парняков А.В., 2000 Предисловие РАЗДЕЛ 1 Глава 1 Глава 2 ПСИХИКА И МОЗГ РАЗДЕЛ 2 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава РАЗДЕЛ 3 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 ТЕМПЕРАМЕНТ Глава 14 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................ 399 ПРЕДИСЛОВИЕ Клиническая психология - область, пограничная между клинической медициной и психологией. Это отражается как в самом названии, так и в ее содержании. Важность ее для медицины уже никто не оспаривает. Современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но также оптимального психологического и социального функционирования; более того, психологическое состояние человека самым активным образом влияет на его здоровье, зачастую обуславливает быстроту и качество выздоровления при заболеваниях. Поэтому в подготовке врача существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков. Ведь современному врачу знания и умения в области психологии так же необходимы, как знания и умения в области анатомии или физиологии. Кроме того, практическое здравоохранение уже требует привлечения к участию в лечебном процессе и специалистов гуманитарного профиля - клинических психологов, социальных работников. Психология необходима и каждому представителю новой профессии в медицине - менеджерам здравоохранения. В учебник вошли традиционные, проверенные временем и прочно занявшие в отечественной клинической психологии свое место представления. Вместе с тем, современное фундаментальное образование в медицинском вузе трудно представить без экскурсов в смежные разделы психологии и психотерапии. С этой целью авторами представлены материалы по основам психологии и введению в психотерапию. Учебник содержит систематическое краткое изложение основных разделов общей, возрастной и социальной психологии. Первый раздел построен из вводных материалов, относящихся к предмету психологии и, в частности, клинической психологии. Второй раздел посвящен систематическому описанию основных психических процессов и состояний личности, их нарушениям и методам обследования. Третий и четвертый разделы вводят в круг проблем, изучаемых в персонологии, описывают основные теоретические направления и эмпирические исследования психологии личности. Пятый раздел посвящен психологии развития и возрастной клинической психологии. Шестой раздел знакомит студентов с основами социальной психологии, в частности с закономерностями межличностных отношений и общения, психологией групп и психологическими основами групповой терапии. Седьмой и восьмой разделы вводят студента в круг проблем по темам: "Личность и болезнь", "Врач и больной (психология лечебного процесса)". Сюда же включено описание психологии умирания, суицидального поведения, а также психологических основ психотерапии, психокоррекции, психологического консультирования, психогигиены и психопрофилактики. Список рекомендуемой основной литературы для дополнительного углубленного изучения и предметный указатель облегчат пользователям работу с изданием. Настоящий учебник написан для студентов медицинских высших учебных заведений и учитывает требования программ по психологии не только медицинских факультетов (лечебное дело, педиатрия, стоматология и другие), но и факультетов клинической психологии, медико-социальной работы и медицинских менеджеров. Эти обстоятельства повлияли на структуру учебника, потребовали введения материалов справочного характера, позволяющих студентам получить необходимую информацию без специального обращения к соответствующим курсам, не предусмотренным на каждом отдельном факультете. Учебник отражает основные положения системы подготовки по клинической психологии и смежным областям, разработанные авторами и апробированные в течение многих лет на разных факультетах Архангельской государственной медицинской академии, где, как известно, кроме традиционных медицинских в 1995 году открыт факультет медико-социальной работы, а с 1997 функционируют факультет медицинского менеджмента и первый в медицинских вузах России факультет клинической психологии. Материалы издания представлены в наиболее доступной для восприятия форме. Данный учебник будет, несомненно, полезен и для студентов, изучающих психологию не только в медицинских вузах, а также для всех специалистов, получающих профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии. Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации Вице-президент Европейской Ассоциации Психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования РАЗДЕЛ 1 Глава 1 Исторические предпосылки возникновения понятия Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый характер усматривался в принадлежности к внутреннему миру человека, который существенно отличается от внешней действительности, от того, что человека окружает. Эти явления группировались под названиями "восприятие", "память", "мышление", "воля", "эмоции" и другие, в совокупности образуя то, что именуется психикой, внутренним миром человека, его душевной жизнью. Психология - это наука о психике человека, т.е. его внутреннем, душевном мире. Своим названием психология обязана греческой мифологии - мифу о любви простой смертной, земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты. Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все испытания, которые навлекла на нее разгневанная Афродита. Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея - смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Однако само слово "психология" впервые появилось только в XVIII в. в работах немецкого философа Христиана Вольфа. Официальное оформление научная психология получила сравнительно недавно - в 1879 году, когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении естественных наук и философии, поэтому до сих пор точно не определено, считать психологию естественной или гуманитарной наукой. Даже отрасли психологии иногда классифицируют в зависимости от того, тяготеют они к биологическим наукам (зоопсихология, психофизиология, нейропсихология) или общественным (этнопсихология, психолингвистика, социальная психология, психология искусства). В целом психология относится к естественным наукам, хотя многие исследователи полагают, что психология занимает особое место в системе наук. Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство самой высокоорганизованной материи - мозга, самое сложное, что пока известно человечеству. Кроме того, в психологии, в отличие от других наук, как бы сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира, обращаются на познание самого себя, своего "Я" и сами становятся предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя самого себя, человек не только познает, но и изменяет себя. Можно даже сказать, что психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Этимологически термин "психология" происходит от греческих слов "psyche" - душа и "ogos" - учение. Однако выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено и их понимание зависит во многом от мировоззрения исследователей. По этим причинам исчерпывающего и всеми признанного определения психики до настоящего времени нет. Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении возникла в древние времена. Еще наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое невидимое существо ("тень"), занятое расшифровкой того, что поступает в органы чувств. Эту "тень", или "душу", наделяли способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а также после смерти человека. Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой наделялся и окружающий мир (анимизм, от лат. anima - душа). В шестом веке до н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, волноваться... В решении проблемы взаимосвязи материи и духа постепенно определялись три точки зрения: материалистическая, идеалистическая и дуалистическая. Материалистические взгляды на психику восходят к античной философии. Так, Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверждал, что все существующее, в том числе и душа, состоит из атомов - мельчайших и неделимых частиц. Вслед за Эмпедоклом (V в. до н.э.) он фактически признавал реальным внутренний мир как состоящий из вещественных микродубликатов внешних объектов. В наиболее завершенном виде атомистическое учение представлено Аристотелем (3 84-322 гг. до н.э.), но он отрицал взгляд на душу как на вещество и в то же время не считал возможным рассматривать ее в отрыве от живых тел (материи), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию "энтелехия", которая означает существование чего-то. Поясняя свою мысль, Аристотель приводит такой пример: "Если бы глаз был существом живым, то душой его было бы зрение". Итак, душа является сущностью (энтелехией) живого существа, также как зрение является сущностью глаза как органа зрения. Таким образом, Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Правда, он считал центром души сердце, куда стекаются впечатления из органов чувств. Впечатления образуют источник идей, которые в результате рассудочного мышления и подчиняют себе поведение человека. По сути, он пытался совместить материалистические и идеалистические взгляды на природу и происхождение души, так как был учеником Платона - наиболее яркого представителя философов-идеалистов. Тем не менее, в философских взглядах Аристотеля на первое место выдвигаются мышление, знание и мудрость, а его мысль, что главной функцией души является реализация биологического существования организма, впоследствии закрепилась за понятием "психика". И в современном материалистическом естествознании психика признается одним из главных факторов эволюции животного мира. Идеалистические взгляды на психику также восходят к античной философии. Их представители (Платон и его последователи) признают существование особого духовного начала, независимого от материи. Они рассматривают психическую деятельность как проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души. Материя и все материальные вещи считаются здесь существующими только в наших ощущениях и представлениях как загадочное проявление "абсолютного духа" или "всеобщей идеи". Таким образом, идея объявляется в качестве первопричины всего существующего, а материальные вещи всего лишь ее воплощения. Иначе - здесь постулируется изначальное существование мира абстрактных идей - идей о сущностях предметов внешнего мира. Например, существует идея красоты, справедливости или добродетели, а то, что происходит на земле, в повседневной жизни людей, есть лишь отражение или "тень" этих всеобщих идей. Для приобщения к миру идей, душа должна освободиться от влияния тела и не доверять слепо органам чувств. Заботиться о здоровье души надо намного больше, чем о здоровье тела, так как после смерти душа уходит в иной мир - мир духовных сущностей. Платон был учеником Сократа (470-399 гг. до н.э.), а последний проповедовал свои взгляды устно, в форме бесед. В последующем и все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо - Сократ. В текстах Платона его собственные идеи органически связаны с взглядами Сократа. Если посмотреть на учение Сократа и Платона с современных позиций и подойти к ним как к ярким и точным художественным метафорам, то можно обнаружить, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер (1996), что "мир идей", который противостоит индивидуальному сознанию конкретного человека, существует до его рождения и к которому каждый из нас приобщается с детства, - это мир духовной культуры человечества, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это есть мир человеческих ценностей и идеалов. Если ребенок развивается вне этого мира (а такие истории известны - это дети, вскормленные животными), то его психика не развивается и не становится человеческой. Представления о душе как направляющем, нравственном начале жизни человека долгое время "экспериментальной психологией" не принимались. Только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, личностный рост, а также и многое другое из того, что сейчас обнаруживается и перекликается с этическими следствиями учения о душе античных философов. В эпоху Средневековья учение о душе полностью отошло во владение религии, которая наложила запрет на попытки научного исследования души человека. Душа объявлялась божественным началом, представляющим собой тайну для смертных, поэтому сущность человека должна постигаться не через разум, а через незнание и веру в догматы. На протяжении 11 столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, которые активно поддерживали богословие, считая естественные науки ограничением божественной власти, стоящей над человеческим разумом. Из других философских учений того времени наиболее известным является схоластическое учение. Своего расцвета оно достигло в XIII веке благодаря Фоме Аквинскому (1228-1274 гг.). Схоласты проповедовали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались таким образом объяснить мир с помощью разума, "озаренного верой". Роль ученого они видели в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира. Хотя, начиная со второго века до н.э. уже считалось установленным, что душа помещается в мозге, но философы без конца вели умозрительные споры о ее природе и способе влияния на поведение человека. Дуалистические взгляды в психологии (взгляды о независимости и самостоятельности существования в мире двух начал: материи и духа), также уходящие корнями в доисторические времена, активно развивал французский философ, психолог и математик Рене Декарт (1596-1650). Он считал, что человек состоит из нематериальной души и материального тела. Главный признак души - наличие сознания, сущностью которого является моральный выбор посредством мышления и воли. У животных нет души, так как у них нет сознания. Декарт считает тело машиной и в объяснении ее работы, т.е. физиологических процессов и простых поведенческих актов, он не находит необходимости привлечения "души разумной", которая наделена сознанием, волей и желаниями. Таким образом, Р. Декарт в области физиологии предвосхитил учение о рефлексах. Любое знание, по мнению Декарта, должно выводиться методом логического рассуждения. Так что если задаться целью найти истину, все следует подвергать сомнению. Рассуждая таким образом, можно даже прийти к выводу, что на свете ничего не существует. Однако сомнение в этом все же остается. Значит, сомнение является верным признаком того, что мы мыслим. А если я "мыслю, следовательно, существую" ("cogitio ergo sum") и у меня есть сознание этого. Первое, что обнаруживает в себе человек, - его собственное сознание. "Мыслить", по Декарту, значит не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. Психология конца XIX в., восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом изучение сознания, а основной задачей психологии объявлялось изучение состояний, свойств и содержаний сознания. Р. Декарт считается родоначальником рационалистической философии, а в математике он ввел алгебраические обозначения, отрицательные числа. Латинский вариант его имени - Ренатус Картезиус, отсюда термины "картезианская философия", "картезианская интуиция" и т.п. Психика и нервная система Несмотря на то, что знания в области анатомии и физиологии в последующие годы значительно обогащались, лишь в начале XX в. понятие "душа" сменилось понятием "психика", окончательно уступив место концепции, согласно которой поведение человека управляется преимущественно нервной системой. Это произошло под непосредственным влиянием достижений в физиологии мозга, возникновения конкретно-научного представления о структуре рефлекторной дуги. Впервые рефлекторную трактовку основных психологических процессов и явлений предложил известный русский физиолог И.М. Сеченов. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека Сеченов считал рефлексами по своим истокам, структуре и функционированию. Рефлекторность означает у него первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике. Современное материалистическое понимание психики рассматривает ее как системное свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъектом окружающего мира и построении на этой основе его картины, а также саморегуляции поведения и деятельности. Психика человека - субъективное отражение объективного мира, являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Согласно диалектическому материализму, любая материя обладает уникальными отражательными свойствами. Однако что и как отражается зависит от уровня организации материи. Физическое отражение свойственно неживой природе, примерами его являются отражение звука, света и т.д. Знание его закономерностей широко используется в технике - радиолокации, фотографии, ракетостроении. Физиологическое отражение является свойством только живой природы, примерами его являются тропизмы, таксисы и многочисленные рефлекторные реакции. Психическое отражение возникает при дальнейшем усложнении нервной системы и мозга как сложнейшей живой отражательной системы. Внешний мир порождает в структурах мозга некоторые процессы, отражающие свойства этого внешнего мира. Физиологические и психические мозговые процессы протекают параллельно друг другу и кажутся нам независимыми друг от друга, поскольку события, развивающиеся в нас самих (в мозге), мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, - ощущаем. Особенности психики, связанные с тем, что физиологическая составляющая психических процессов в восприятии практически совершенно не представлена, являются, вероятно, следствием эволюции приспособительных свойств психики. Если бы мы ощущали физиологическую сторону своих психических процессов, то это искажало бы картину внешнего мира, мешало бы его правильному восприятию и пониманию. Причины возникновения высших психических функций лежат вне организма, и поэтому их характеристики выведению только из закономерностей функционирования мозга не поддаются. В настоящее время вряд ли можно всерьез подвергать сомнению наличие связи между функционированием мозга и психическими процессами. Однако и в наши дни продолжает дискутироваться одна проблема, которая получила название психофизической, а с конца XIX в. - психофизиологической проблемы. Формально она заключена в вопросе: как соотносятся физиологические и психические процессы? На этот вопрос предлагалось два основных варианта решения. Первое получило название принципа психофизического взаимодействия (физиологические процессы мозга непосредственно влияют на психические процессы, а психические - на физиологические), а второе - принципа психофизического параллелизма (физиологические процессы сопровождают психические или сопутствуют им, но они независимы). В психических процессах физические изменения, разыгрывающиеся в ограниченном пространстве органов восприятия и мышления, предстают перед нами в идеальной форме как происходящие вне нас в неограниченном пространстве и времени. Психическое отражение внешнего мира очень индивидуально и зависит от опыта, возраста, воспитания человека как субъекта. Тем не менее субъективность психического отражения ни в коей мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира. Правильность отражения проверяется индивидуальной практикой и практикой всего человечества. Другой важной особенностью психического отражения является то, что оно носит опережающий характер. Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления в памяти опыта. Как только существо попадает в ситуацию, аналогичную ранее встречавшейся, первые воздействия среды вызывают всю систему необходимой ответной реакции. Все эти особые качества психических процессов и лежат в основе выделения предмета психологии. Непосредственно для человека психика выступает и открывается ему в виде доступных для самонаблюдения (интроспекции) психических явлений его внутреннего (субъективного) мира: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, состояний. Социальная опосредованность психики человека Психика, в силу особенностей психического отражения, выступает в качестве основного регулятора поведения живых организмов. Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и сначала производить операции во внутреннем (интрапсихическом) плане и только потом действовать. Качественное отличие поведения человека состоит в том, что под влиянием законов общественной жизни поведение человека приобретает личностный характер. Одного факта принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид, недостаточно для развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфика высших психических функций человека такова, что ни одна из них не является только следствием возрастного развития и простого созревания мозга младенца. Непременное условие их формирования - воспитание и другие формы взаимодействия с другими людьми, т.е. социальные контакты. Для развития высших психических функций человека нужны особые условия - их формирование социально опосредовано. Влияние среды как решающего фактора в становлении психики человека можно проиллюстрировать, хотя и редкими, но убедительными случаями нахождения людьми "волчьих детей". В 1940 году А. Гезелл и в 1942 году P.M. Цингг проанализировали сообщение индийского миссионера Дж. Синга, который при посещении деревни Годамури Миднапура сумел освободить из волчьего логова двух девочек в возрасте 1,5-2 лет (Амала) и 8-9 лет (Камала). Младшая, Амала, умерла через год, а старшая, Камала, дожила до 17 лет и умерла от уремии. Обе девочки были глубоко слабоумными и вели себя, как зверята: передвигались на четвереньках, защищали свою пищу, оскаливали зубы. Первое слово Камала произнесла через 2 года после начала воспитания, через 2 следующих года знала всего 6 слов. Выпрямиться она смогла через 3 года, а первые шаги сделала лишь через 6 лет. А. Гезел полагает, что только к 35 годам Камала смогла бы достигнуть уровня развития 12-летнего ребенка, а Амала этого уровня развития достигла бы к 17 годам. В 1799 году в лесах на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика. Он передвигался на четырех конечностях, ел, как животное, и кусал тех, кто к нему приближался. Известный психиатр Пинель (Pine) обследовал мальчика и пришел к заключению, что он страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар (Itar), специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Однако и после пятилетних усилий Итару не удалось приучить Виктора к общению с людьми. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло. Индивид в процессе индивидуального развития (онтогенеза) формирует свой внутренний мир путем усвоения (интериоризации) исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности человека, происходит усвоение опыта многих поколений людей. Именно в процессе такого развития и происходит становление его личности, его "Я". Личность - сложное единство, интеграция в человеке его биологических свойств (организм) с социальными качествами, при ведущей роли последних. При этом личность связывает воедино различные стороны психики (ум, чувство, воля) и придает поведению человека необходимую последовательность и устойчивость. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности людей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качестве основных объектов психологии. Однако поведение и деятельность человека изучаются не только психологией, но и физиологией, этикой, социологией и многими другими науками. При этом каждую из них интересует определенная сторона или аспект, соответствующий предмету науки. Предметом психологии является изучение закономерностей развития и проявлений психики, т.е. психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего (субъективного) опыта (1). Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор "внутрь себя". Их фундаментальное свойство - непосредственная представленностъ субъекту, а это означает, что мы не только видим, мыслим, желаем, чувствуем, но и знаем об этом. Иными словами, психические явления не только происходят в нас, но также непосредственно только нам и открываются. Наш внутренний мир как большая сцена, где мы одновременно и зрители и действующие лица, поэтому полагали, что единственным методом изучения психических явлений является самонаблюдение, или метод интроспекции. Другим людям наш субъективный мир не доступен, окружающие только от нас самих могут узнать, что мы ощущаем, мыслим, желаем или чувствуем. Кроме фактов субъективного опыта существует целый ряд и других форм проявлений психики, которые изучает психология, - это факты поведения (2), факты неосознаваемого психического (3), а также психосоматические явления (4) и продукты деятельности человека (5). Во всех этих фактах, явлениях и продуктах материальной и духовной культуры проявляется психика человека, и через них же она может и изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе драматических дискуссий и трансформаций представлений о ее предмете. Важно подчеркнуть, что в настоящее время в психологии проводится отчетливое различие между психическими явлениями и психологическими фактами. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы нашего внутреннего опыта, а под психологическими фактами подразумевается более широкий круг проявлений психики, в том числе и ее объективные формы (поведение, телесные процессы, продукты деятельности людей и социально-культурные явления), которые используются психологией для изучения свойств, функций и закономерностей психики. Психология изучает механизмы процессов преобразования внешних воздействий во внутренний (психический) план, в котором представлены воздействующие объекты, а также она исследует механизмы, обеспечивающие регулирование ответной реакции, программирование поведения. Субъективные психические явления, как проявления целостной личности, не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из методологических соображений и для удобства изучения их принято подразделять на три основные группы: Психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции и др.); Все эти формы психических явлений тесно связаны между собой и незаметно переходят одна в другую. Понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления с достаточной очерченностью его начала и окончания. Понятие "психическое состояние" характеризует статический момент, относительное постоянство во времени психического явления. Понятие "психическое свойство" отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств; и как психическое состояние, т.к. он характеризует психику в данный момент; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих личных психологических качествах - внимании, памяти, способностях или речи. Психические процессы принято также подразделять на познавательные (внимание, ощущения и восприятия, память, мышление и воображение), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (чувства, эмоции). Аналогично и психические состояния могут быть проявлениями познавательных психических процессов (например, сомнение), волевых (например, уверенность) и эмоциональных (настроения, аффекты). В свою очередь, среди психических свойств личности можно выделить способности (качества познавательной сферы, ума), характер (устойчивые особенности волевой сферы) и темперамент (закрепившиеся качества чувств). Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Поэтому психические явления принято также подразделять на сознательные и бессознательные. Сознание - это прежде всего знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. Знание не есть след события или объекта, пассивно запечатленный структурами мозга. Знание служит средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей. Сознание также носит изначально социальный характер. Осознать - еще значит и приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Таким образом, сознание есть такое знание о мире, закрепленное в нервных структурах мозга, которое может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение потребностей и может быть передано другим людям посредством речи. Сознание - это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Бессознательное - большинство психических явлений осознаются человеком (человек знает и отдает отчет тому, что он кого-то любит или ненавидит, что в нем "протекает" это явление), но имеется много и таких, которые образуют бессознательный (подсознательный) слой психики. Бессознательные психические явления представляют собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции под влиянием не ощущаемых, но реальных раздражителей ("субсенсорные" реакции); автоматизированные действия (движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению приобретшие характер навыка); механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, оттенки эмоций и их внешнего выражения и многие другие. Ю.Б. Гиппенрейтер (1988) классифицировала феномены бессознательного в три больших класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы и навыки, установки, идеомоторика); Задачи и отрасли психологической науки Важнейшая задача психологической науки - раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности. Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки. Эта область психологии дает знания, одинаково необходимые всем специалистам, которых интересует поведение людей. Наиболее многочисленные фундаментальные исследования в общей психологии касаются главным образом таких явлений, как научение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как память, мышление. Для некоторых исследований в психологии необходимо применение особых методов или методологии. Так, психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоциональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.). В психофизиологии речь идет о самых различных физиологических сдвигах: активности потовых желез, электроактивности мышц (электромиограмма), мозга (электроэнцефалограмма) и так далее. В отличие от физиологической психологии, предметом исследования в психофизиологии являются психологические проблемы внутреннего мира человека. Поведение для психофизиолога является независимой переменной, тогда как зависимыми оказываются физиологические процессы. Главной задачей современной психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Другие специальные отрасли психологии также диктуются потребностями практики. Каждая из отраслей разрабатывает свои теоретические проблемы, но все они прежде всего прикладные отрасли психологии. Так, психогенетика изучает наследственные механизмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, процесс формирования этих различий и причины. Возрастная психология (психология развития) изучает особенности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (геронтология - наука о старости). Этнопсихология (от греч. ethnos - племя, народ) - изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, национальное самосознание и т.д. Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива. Педагогическая психология изучает психику учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, устанавливает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками. Инженерная психология изучает деятельность человека-оператора в автоматизированных системах управления. Она решает проблему распределения и согласования функций между машиной и человеком. Существует и много других прикладных отраслей психологии, но мы более подробно рассмотрим проблемы медицинской (клинической) психологии. Клиническая (медицинская) психология как отрасль психологической науки В современной отечественной медицине и психологии термины "клиническая" и "медицинская" психология чаще всего используются и понимаются как синонимы, хотя в некоторых странах мира, да и в нашей стране, существует между специалистами разграничение этих понятий. Основанием для такого разграничения обычно служат не только традиции медиков называть эту отрасль знаний медицинской психологией, а психологов - клинической психологией (Менделевич В.Д., 1998). В нашей стране исторически медицинская психология являлась более высоко стоящим понятием, причем клиническая психология составляет ее основную часть, почти сливающуюся с ней. В частности, в системе психологических наук, предложенной отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), клиническая психология включена в медицинскую психологию. Многие другие известные психологи у нас и за рубежом поддерживали аналогичную точку зрения. В таком широком понимании медицинская психология, как отрасль психологической науки, призвана к изучению различных проблем медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Возникнув на стыке медицины и психологии, она содержит множество пограничных отраслей знаний, включая клиническую психологию, патопсихологию, нейропсихологию, психогигиену, психопрофилактику и другие. При этом подходе под клинической психологией понимается та область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники - психиатрической, неврологической, соматической (Блейхер В.М., 1976). Под медицинской психологией в узком понимании этого термина обычно подразумевается та сумма психологических сведений, которая вносится в сознание медицинских работников (врачей, среднего и младшего медицинского персонала), как необходимый компонент их образования и квалификации. В то время как клиническая психология здесь уже рассматривается более расширенно - как область профессиональной деятельности психологов, развивающих научную основу для изучения и использования психологических факторов в предупреждении и преодолении болезней, решения широкого круга задач, связанных с охраной здоровья населения (Поляков Ю.Ф., 1996). Следует отметить, что в нашей стране специальное обучение по специальности "клиническая психология" введено с 1999 года (до этого времени подготовка клинических психологов осуществлялась в рамках додипломной и последипломной специализации и усовершенствования психологов общего профиля). В медицинских высших учебных заведе ниях специальные факультеты медицинской (клинической) психологии стали организовываться в 1998 году (Архангельск) в соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 г., где определены условия подготовки и приведен перечень теоретических знаний и практических навыков медицинского (клинического) психолога. Клиническая (медицинская) психология - отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании - она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. Следует отметить, что и сама клиническая психология может рассматриваться как самостоятельный раздел медицины, своеобразная "пропедевтика ко всем клиническим дисциплинам" (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976), так как у всех больных вне зависимости от характера заболевания обнаруживаются общие тенденции реакций психики и личности на свое заболевание. Однако следует помнить, что клиническая психология разрабатывается не только в связи с конкретными задачами, которые ставятся различными клиническими (греч. kinike - уход за лежачим больным, лечение на больничной койке), но и другими медицинскими дисциплинами (социальная медицина, гигиена и организация здравоохранения, медицинская экология,&heip;
Научный консультант серии-А.Б.Хавин Сидоров П.И., Парников А.В. С34 Введение в клиническую психологию: Т. II .: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 381с. - (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии) Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания. Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам и психологам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии. УДК 159.9.07 ББК 56.14 ISBN 5-8291-0057-3 («Академический проект») ISBN 5-88687-086-5 («Деловая книга») ISBN 5-8291-0058-4 («Академический проект», т. II) ISBN 5-88687-080-6 («Деловая книга», т. II) © Сидоров ПИ., Парняков А В, 2000 © Академический Проект, Оригинал-макет, оформление, 2000 © Деловая книга, 2000 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 3 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Понятие личности с позиций психологии деятельности 9 Общение и формирование личности 12 Психология отношений 13 Теория установки 14 ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности 16 К. Юнг (Jung С): аналитическая психология 32 А. Адлер (Adler А.): индивидуальная психология 36 К. Хорни (Homey К.): теория "базальной тревоги" 38 Г. Салливан (SillivanH.S.): интерперсональная теория 40 Э. Фромм (Fromm E.): теория отчуждения 43 Э. Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности 45 ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ) Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм 50 Необихевиоризм _ 54 Концепция невроза и поведенческая психотерапия 57 ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ А. Маслоу (Maslov A.H.) : теория самоактуализации 60 Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности 65 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Предмет и методы возрастной психологии 71 Понятие возраста в психологии 73 Возрастная эволюция мозга и психики 74 Основные теории взросления 76 Отечественные концепции развития психики 80 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ Психическое развитие ребенка от рождения до конца Первого года жизни 86 Раннее детство (преддошкольный период) 93 Дошкольный период 99 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Психологические особенности детей младшего школьного Возраста 105 Основные психологические проблемы периода вхождения В школу 106 Адаптация ребенка к школе 108 Психологические трудности собственно младшего школьного Возраста 109 Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) 113 Схема обследования ребенка при жалобах на трудности ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Общая характеристика периода взросления 115 Психологическое развитие подростка и юноши 117 Физическое развитие и взросление 121 Сексуальное развитие и взросление 129 Интеллектуальное развитие и взросление 134 Социальное развитие и взросление 136 ВОЗРАШОСОБЕННОСТИПСИХИЧЕСКОЙАКТИВНОСТИ В ЗРЕЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Психология периода взрослости 141 Старение и психология старости 144 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Социальная психология как наука 153 Устойчивые большие социальные группы 156 Стихийные группы 159 Массовые социальные движения 162 ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ Классификация малых групп 167 Структура и феноменология малой группы 171 Этапы и модели развития малой группы 173 Механизмы групповой динамики 177 Лидерство и руководство в малых группах 178 Эффективность деятельности группы 181 Групповая терапия 184 Глава 27 ЗАКОНОМЕРНОСТИОБЩЕНИЯИВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ Психологические и общественные отношения 189 Общение и его структура 190 Коммуникативная сторона общения 191 Интерактивная сторона общения 196 Перцептивная сторона общения 200 ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Учение о психической травме 204 Фрустрация 207 Мотивационные конфликты 210 Механизмы психологической защиты 213 Психогенные нервно-психические заболевания 214 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Определение и вопросы классификации 226 История изучения проблемы психосоматических взаимосвязей 229 Психодинамические концепции и "гипотеза специфичности" Психологических факторов в генезе психосоматозов 231 Стресс и "неспецифичность" роли психосоциальных Факторов в генезе психосоматозов 235 Психосоматический подход в медицине, психологические аспекты СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ Внутренняя картина здоровья 248 Влияние болезни на психику человека 251 Внутренняя картина болезни 254 Типы реакции на болезнь 256 Амбивалентность отношения больного к болезни 260 Переживание болезни во времени 261 Возрастные особенности внутренней картины болезни 261 ПСИХОЛОГИЯ УМИРАНИЯ Поведение и субъективные переживания умирающих 264 Состояние сознания в момент смерти 269 Терминальный больной и качество его жизни 274 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Психологические особенности личности суицидента 282 Диагностика суицидального поведения 284 Постсуицидальное состояние 289 Вопросы психотерапии и психопрофилактики суицидального ВРАЧ И БОЛЬНОЙ: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЬШОВСЕДНЕВНОЙ ВРАЧЕБНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ Врач как личность и вопросы профессиональной Пригодности к медицинской деятельности 293 Больной и его образ "идеального врача" 305 Личность больного и эффективность психологического Контакта с ним 307 Методики установления психологического контакта 308 Беседа: общая структура 315 Основные формы психологического взаимодействия между Врачом и больным 321 Характер заболевания и тип контакта 323 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ Соотношение различных видов психологической помощи 332 Симптоматическая и патогенетическая психотерапия 336 Психодинамическое направление в психотерапии 342 Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, фено Поведенческое направление в психотерапии 346 Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия 349 ПСИХОЛОП1ЧЕСКШАСПЕКТЬШСИХОГИГИЕНЬ1 И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ Основы психогигиены 352 Основные задачи психопрофилактики 362 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 368 ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ К настоящему времени число теорий личности в зарубежной пер-сонологии (от англ. personality-личность, индивидуальность) исчисляется сотнями и все они существенно зависят от теоретической ориентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в большинстве своем отражают содержание наиболее распространенных на западе психодинамического, экзистенциально-гуманистичес кого и поведенческого направлений в психологии. Такое многообразие концепций личности является следствием недостаточности методологических основ психологии, отсутствием единства мнений психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психологии как науки. В отечественной психологии, которая на протяжении значительного исторического отрезка времени развивалась самостоятельно, также сформировалось несколько теорий личности, которые хотя и по-разному решают эту проблему, но исходят из основного положения марксистской философии о том, что личность человека обусловлена общественными, социальными условиями, причем личность не является простой проекцией этих условий, она сама их создает и творит. Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вышедшей в 1874 г. книгой "Основания физиологической психологии" немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Он полагал, что объектом психологии являются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему (физиологическая сторона), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Единственным таким прямым методом изучения сознания является интроспекция (самонаблюдение), которая позволяет выявить и описать наиболее простейшие психические составляющие сознания, его "атомы" или структуры (структуралистический подход). Физиологический эксперимент в психологии, хотя и делал самонаблюдение более точным, но действие его, по признанию самого Вундта, огра- Ничивалось лишь областью простейшего материала сознания - ощущений, представлений и чувств. Как известно, В. Вундт считал, что высшие психические процессы (память, воображение, мышление и воля) самонаблюдением выявить невозможно. Исследование высших психических функций и психического развития требует уже других методов. Для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психологии народов, где через изучение их духовной жизни-языка, мифов и легенд, обычаев и нравов, можно было бы пролить свет на закономерности протекания высших форм индивидуального сознания. Именно эту часть психологии он противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию, методам и различно ориентированных - на естествознание и науки о духовном, уже закладывался раскол единой науки, что явилось одной из причин и характерной чертой открытого кризиса методологических основ психологии, разразившегося в начале второго десятилетия 20 столетия. Хотя структуралисты и полагали, что экспериментальная интроспекция представляет собой именно тот метод, который отличает психологию от других наук, однако интроспекция не была лишена существенных недостатков. С методологической точки зрения здесь "инструментом" изучения сознания испытуемого является его собственное сознание, что вносит субъективность в методику. Нельзя сперва ввести сознание в основания научного метода, а затем с помощью этого метода изучать само сознание. Действительно, каждый испытуемый в экспериментах Вундта описывал свои впечатления или переживания так, что они редко совпадали с-таковыми следующего испытуемого: то, что одному было приятно, другому казалось неприятным, один человек воспринимал звук слишком громким, а другому этот звук казался средним по силе. Хуже того, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным сегодня, может стать скучным завтра и откровенно неприятным послезавтра. В то время как Вундт и его сотрудники пытались изучать структуру сознания, в других странах появилось иное направления исследований сознания - функционализм. У его истоков стоит психология Вильяма Джеймса (1842-1910) и его главный труд "Основы психологии" (1890). С точки зрения Джеймса и его последователей, проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Роль сознания они видели в его возможностях дать человеку способы адаптации в различных жизненных ситуациях - либо повторяя уже выработанные ранее формы поведения, либо приспосабливая их к новым ситуациям, либо, наконец, осваивая новые поведенческие способы приспособления. Правда, они также в изучении функций сознания отдавали предпочтение методу интрос- Лекции, который позволял им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Вместо анализа сознания по типу "что", ими проводился анализ по типу "как" и "почему" совершаются те или иные умственные операции, посредством которых сознание решает определенные задачи в том или ином приспособительном акте. Последователей функционализма также критиковали за такой подход к изучению сознания. По мнению критиков, предметом научного исследования должно быть только то, что доступно прямому наблюдению. Невозможно прямо наблюдать мысли или чувства, интроспекция крайне субъективна и не способна преодолеть эти затруднения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию. Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более обнаруживали несостоятельность существовавшей единой психологической теории, и прежде всего недостаточность ее основания - субъективно-интроспекционистс-кого представления о психике. В начале 10-х годов XX столетия психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Это был кризис методологических основ психологии, и его позитивное содержание состояло в том, что развернулась работа по созданию новой психологической теории. Если до конца XIX века психология по сути была интроспективной психологией сознания, то в результате кризиса в психологии наметились две главные тенденции. Представители первой тенденции отстаивали возможность дать строго научное объяснение поведению человека. Причем если одни из них главные причины поступков и поведения человека усматривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды- социодинамические теории, то другие считали главными детерминантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства личности - психодинамические теории. Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным поведением человека {интеракционистские теории). Известный исследователь психологии личности Г. Олпорт символически выразил эту точку зрения на поведение (R) в виде формулы: R=F(B,C), где В - внутренние, субъективно-психологические свойства личности; С - социальное окружение, a F - знак функциональной зависимости. Тогда в социоди-намических теориях поведение описывается формулой R=F(C), а в психодинамических теориях-формулой R=F(B). Представители второй тенденции придерживались мнения, что объяснить поведение человека методами, принятыми в классической науке, невозможно. Поведение человека можно только внешне (феноменологически) описать и "понять". Эта тенденция "понимающе-описательной" психологии постепенно оформляется в современный экзистенциализм. Первая тенденция свое крайнее выражение получила в трудах бихевиористов и психоанализе. Приверженцы бихевиоризма (поведенческое направление в психологии) полагают, что психология не должна отличаться от других классических наук (таких, как биология или физика), поэтому они практически полностью устранили все "субъективное" в ней, отказавшись от исследования сознания. С помощью предложенной Уот-соном схемы "стимул-»реакция" (S-»R) можно объяснить любую деятельность человека. Выражения типа "этот ребенок боится собаки" или "я влюблен в эту женщину", с точки зрения бихевиоризма, в научном плане ничего не означают. Напротив, объективные описания типа "слезы и дрожь ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака" или "при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются" - дают возможность количественно оценить и измерить чувство страха или степень увлеченности. В психоанализе (Фрейд 3. и его последователи) причины человеческого поведения усматриваются в нем самом, точнее - в его подсознательных влечениях, основанных на инстинктах. По мнению Фрейда, инстинктивные сексуальные побуждения человека "запрещаются" на уровне сознания различными социальными ограничениями. А между тем именно они побуждают людей действовать, и благодаря их "энергии" (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Фрейд полагал, что точные науки со временем будут давать строго научное объяснение всем психоаналитическим феноменам. Отрыв психоанализа от точных наук он считал временным и старался сохранить его "научность". Во второй тенденции ("понимающе-описательная психология") считается, что психология должна быть особой наукой, предметом которой является именно то, что недоступно исследованию традиционных наук с их методами, а сами методы психологии должны принципиально отличаться от методов точных наук. Так как человеческое сознание недоступно для объективного изучения, его можно постичь только интуитивно, через своеобразное "вчувствование" - особым способом т.н. "понимающей интроспекции", на основе Доверительного самоотчета испытуемого в процессе эмпатического диалога его и исследователя. Именно этот тезис лежит в основе экзи стенциальной психологии (Хайдегер М., 1927; Сартр Жан-Поль, 1946; Камю А., 1942; Ясперс К.,1935; и др.). Сам термин "экзистенция" (от лат. existentio - "существование") впервые употребил религиозный датский философ Серен Кьеркего-рон (1843), понимая под ним мир индивидуального опыта человека, его истинное, подлинное внутреннее существование - "бытие". Этот внутренний мир у каждого человека уникален, неповторим и может быть понят только из собственного и непосредственного его описания самим человеком. На свете нет двух одинаковых людей, каждый человек сам творит и создает свой внутренний мир. Для каждого из нас наш внутренний, да и внешний миры существуют как их постепенное раскрытие в течение жизни. Правда, в обыденной жизни человек не всегда задумывается о смысле своей жизни и осознает свое существование, бытие как экзистенцию. Для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной, экстремальной ситуации, например перед лицом смерти. Только тогда он наиболее отчетливо будет понимать и осознавать смысл своего бытия - свою экзистенцию. Для того чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл своих поступков, смысл своей жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни можно даже рассматривать как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Студенческие строительные отряды (ссо - вссо) Движение вссо как называли в ссср
- Целебные свойства марганцовки — полезные советы
- Подготовка к егэ по обществознанию
- Гитлер в «Mein Kampf»: «Русские – великий народ» - aquilaaquilonis
- Бои на Халхин-Голе (1939)
- Умножение на однозначное число столбиком
- Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях
- Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег
- Презентация по физике на тему "звуковые волны"
- Как решать уравнения с модулем