Главная - Степанова Наталья
Условия непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность. Непроизвольное запоминание и деятельность

А.А. Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.


В.П. Зинченко предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемый материал целью деятельности или только средством ее выполнения. Другой фактор эффективности запоминания - это уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность компенсирует отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые ему предлагались в задачах в готовом виде.




Согласно модели «уровня обработки» Ф. Крейка и Р. Локхарта память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Поверхностный, сенсорный анализ менее эффективен для запоминания, чем семантический. Эта модель сходна с более ранними взглядами А.А.Смирнова и В.П. Зинченко. Часто ее подвергают критике, но она хорошо объясняет многие факты (например, запоминание текста роли актером при работе над ней или запоминание следователем тех трудных дел, которые он вел). Показано также, что студенты, склонные к глубокой обработке учебного материала, лучше его запоминают. Полезна и «личностная разработка» материала, например, поиск событий из личного опыта, соответствующих изучаемым закономерностям, или попытки использовать изучаемые закономерности на практике.


Эффект Б.В.Зейгарник состоит в следующем. Если испытуемым предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность («квазипотребность») выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность удовлетворена, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.




Вопрос о влиянии эмоций на эффективность непроизвольного запоминания решается неоднозначно.

Ø То, что имеет яркую, но негативную окраску, вытесняется в бессознательное

(З.Фрейд).

Ø Забывание неприятного не полезно для жизни, а эмоциональная окраска улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтрального материала (П.П.Блонский).

Ø Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, приятное или неприятное запоминается лучше. К сожалению, механизмы влияния эмоций на запоминание до сих пор изучены плохо (С.Л.Рубинштейн).

Произвольное запоминание или мнемическая деятельность характеризуется целенаправленностью и использованием различных приемов для запоминания. Произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное запоминание.

· группировка (разбиение материала на части - группы),

· выделение опорных пунктов (выделение критериев для классификации материала);

· структурирование (установление взаимного расположения частей материала),

· схематизация (упрощение материала, выделение основного содержания);

· аналогия (установление сходства одного объекта с другим);

· мнемотехника,

· перекодирование (представление информации в другой образной форме),

· достраивание запоминаемого материала,

· серийная организация материала (выстраивание различных последовательностей, упорядоченности в пространстве, во времени),

· ассоциаций (установление связей по каким-то признакам, сходствам),

· повторение.


Рисунок: Факторы, влияющие на запоминание

Ø Установка (запомнить буквально, надолго и пр.) Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Полезно связать материал с целью деятельности.


Ø Объем материала . При запоминании объемного материала процент запоминаемого материала увеличивается.

Ø Характер материала , если в заучиваемом ряду разнородные элементы чередуются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Ø Осмысленность запоминания . Логическая обработка материала полезна при заучивании

Ø Позиционная кривая - зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Позиционная кривая имеет U-образную форму:
в силу "эффекта первичности" хорошо запоминаются первые элементы;
в силу "эффекта недавности" хорошо запоминаются последние элементы

Ø Распределение во времени связано с явлением реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Эффект реминисценции чаще всего происходит после 2-3 дней после выучивания материала. Отсроченное на несколько дней (2¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Ø Повторение. Повторение материала без опоры на текст повышает эффективность запоминания. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал, несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

Ø Значимость материала для субъекта. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

2. Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала введенного в память . Оценивают продуктивность хранения и длительность хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно, предыдущей или последующей).

В эпизодической памяти находится информация о событиях жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

3.Забывание - процесс противоположный сохранению. Позитивная функция забывания в том, что оно отсеивает ненужную информацию, не допускает перегруженности памяти, способствует обобщению. Негативным забывание становится, когда стираются блоки информации, или отрицательный опыт, который необходим для нормальной жизни.

На забывание влияет:

Ø модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.),

Ø осмысленность материала

Ø степень использования материала

Ø интерференция, связанная событиями, происходящими до и после запоминания

Ø возраст

Ø мотивация провоцирует активное забывание или вытеснение информации в область бессознательного.

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.

Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под ослаблением - уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию из ассоционизма.

Теории забывания.

Ø Теория систематической деформации следов памяти : перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга, в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Ø Теория ретроактивного и проактивного торможения: любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное забывание) Любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).

Ø Теория мотивируемого забывания: цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает информацию, которая вызывает боль, страх или вину).

Ø Современные теории забывания.

Согласно Розенцвейгу процесс консолидации следа памяти объясняется двумя свойствами: силой и уязвимостью следа. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени.

Рисунок Формы забывания

Наличие обратимой формы забывания подтверждают следующие феномены:

Ø реминисценция или спонтанное улучшение воспоминания. Для появления реминисценции необходим оптимум научения.

Ø Амнезияпосле электрошока (от нескольких минут до нескольких часов). Причиной забывания является не нарушение процесса консолидации следа, а трудность припоминания.


4. Воспроизведение – актуализация информации из памяти.

В зависимости от времени отсрочки между научением и воспроизведением, оно подразделяется на: непосредственное и отсроченное. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным. Как и в случае с запоминанием, в зависимости от характера целей (намеренность-ненамеренность) выделяют так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Немаловажную роль в припоминании играет контекст.

Рисунок Формы воспроизведения

Тульвинг показал, что припоминание зависит от сходства контекста кодирования и контекста припоминания (физического и аффективного). Узнавание при работе оперативной памяти зависит от количества заученных стимулов и от интервала между
предъявлением и опросом. При узнавании, адресованном долговременной
памяти, первостепенную роль играет фактор знакомства с материалом (как с
физическими параметрами стимула, так и с его семантикой). Например, было
показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Точность и скорость узнавания зависят от материала (знакомости, осмысленности и т.п.): знакомый материал узнается точнее, а осмысленный - быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во времени: различают контаминацию (перепутывание) и конфабулацию (домысливание).

Запоминание без мнемической направленности, без намерения запомнить называют непроизвольным .

Оно обеспечивает сохранение большей части нашего опыта, однако стало изучаться позже произвольного и долгое время считалось неточным, непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие в поле внимания. Действительно, есть немало данных, которые, на первый взгляд, подтверждают такое мнение. Например, при инсценировке драки было получено лишь 47% правильных ответов от наблюдавших ее детей. Или человек, повторявший каждый день вслед за женой молитву и произнесший ее около 5000 раз, не смог прочитать ее наизусть, когда его попросили это сделать, но выучил текст молитвы после этого за несколько повторений. Хорошо известны также неполнота, неточность и противоречивость свидетельских показаний, что впервые было описано и проанализировано В. Штерном еще в начале XX в. Однако проведенные позже исследования П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что проблема эффективности или неэффективности непроизвольного запоминания намного сложнее.

Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же (во второй серии опытов) предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Зинченко при изучении непроизвольного запоминания предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемое целью деятельности или лишь средством ее выполнения. Другой фактор - это степень, уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность необходима для того, чтобы компенсировать отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, например, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые были в задачах, предлагаемых для решения в готовом виде.

Сравнительные исследования эффективности произвольного и непроизвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого, даже без мнемической задачи материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. В то же время там, где непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, это преимущество у детей с возрастом ослабляется, так как более высокое умственное развитие обусловливает меньшую интеллектуальную активность при выполнении предлагаемых заданий.

Непроизвольное запоминание зависит от отношения деятельности к намерениям и потребностям. Эффект Б.В. Зейгарник заключается в том, что испытуемые, которым предлагают ряд заданий, при неожиданной просьбе вспомнить эти задания называют больше прерванных, незавершенных видов деятельности. Эффект объясняют отсутствием разрядки напряжения, которое создается «квазипотребностью» выполнить деятельность. Он зависит, однако, от многих факторов, и, в частности, при высокой мотивации, когда на первый план выходят мотивы, связанные с защитой Я, зависимость меняется на обратную: воспоминания о «неприятных» задачах, о неудачах подавляются.

Сложным является вопрос о влиянии эмоций на эффективность непроизвольного запоминания. По Фрейду, то, что имеет яркую негативную окраску, вытесняется в бессознательное. Другие авторы (например, Блонский) получали в экспериментах иные данные, отмечая, что навряд ли забывание неприятного полезно для жизни. Ясно лишь, что обычно эмоциональная окраска улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтрального материала. С. Л. Рубинштейн считает невозможным однозначный ответ на вопрос о том, приятное или неприятное запоминается лучше. К сожалению, механизмы влияния эмоций на запоминание до сих пор изучены плохо.

В современной когнитивной психологии к обсуждаемому вопросу самое прямое отношение имеет модель «уровня обработки», предложенная Ф. Крейком и Р. Локхартом. Согласно этой модели, память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Поверхностный, сенсорный анализ менее эффективен для запоминания, чем, например, семантический. Эта модель, по сути сходная с более ранними взглядами Смирнова и Зинченко, подвергается критике, однако она хорошо объясняет многие факты (например, запоминание текста роли актером при работе над ней или запоминание следователем тех трудных дел, которые он вел). Показано также, что студенты, склонные к глубокой обработке учебного материала, лучше запоминают его (Р. Шмек). Полезна и «личностная разработка» материала, например, поиск событий из личного опыта, соответствующих изучаемым закономерностям, или попытки использовать эти закономерности на практике.

В соответствии с целями деятельности, в которую включен процесс запоминания, выделяют непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий, а также без предварительного выбора материала, подлежащего запоминанию. Оно является “побочным” результатом деятельности, направленной на выполнение каких-либо других задач.

Факторами, влияющими на успешность непроизвольного запоминания, являются следующие:

Сильные раздражители, вызывающие повышенную ориентировочную реакцию (громкий звук, яркий свет и т. п.);

Раздражители, наиболее значимые для человека в личностном и профессиональном плане;

Раздражители, имеющие выраженную эмоциональную окраску, вызывающие интерес;

Большую роль играет то, какое место занимает материал в деятельности человека, Специально предпринятые исследования позволили выявить следующие закономерности:

Если материал входит в содержание основной деятельности, он непроизвольно запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия или способы достижения ее цели.

Эксперимент проводился с младшими школьниками и студентами - и те, и другие решали арифметические задачи. По окончании опыта просили вспомнить числа и условия заданий. При этом студенты вспоминали плохо, а школьники - хорошо. Это объясняется тем, что для студентов операции с числами выступали как способы достижения цели, тогда как для младших школьников они составляли основное содержание деятельности.

Информация, занимающая место основной цели деятельности, непроизвольно запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в ней;

Лучше запоминается та информация, которая вызывает активную умственную работу над ней. Поэтому непроизвольное запоминание предполагает умственную активность, самостоятельность в работе.

В специальном исследовании было обнаружено, что легкий текст запоминается хуже, чем текст средней тяжести. Трудный же текст запоминается лучше при его активной обработке.

Таким образом, непроизвольное запоминание представляет собой закономерный процесс, характеризующийся избирательностью, определяемой особенностями нашей деятельности и отношением к окружающему.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного тем, что человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предложено. При наличии таких признаков произвольное запоминание представляет собой осознанную мнемическую деятельность, состоящую из ряда мнемических действий. Те или иные мнемические цели и задачи определяют операциональный состав мнемического действия, то есть выбор и активацию определенных способов его исполнения, что существенно влияет на конечный результат (А.А.Смирнов, Л.В.Занков и др.).

Проблема соотношения эффективности произвольной и непроизвольной памяти получила в отечественной психологии решалась с позиций деятельностного подхода.

Прежде всего было установлено, что данная проблема имеет возрастной аспект. Так З.М.Истоминой было показано, что у детей произвольное запоминание начинает формироваться к пяти-шести годам. Это связано с выделением особых действий, соответствующих целям “запомнить” или “припомнить”. У более младших по возрасту детей преимущественно имеет место непроизвольное запоминание как “побочный” продукт основной целенаправленной деятельности, например, игровой.

У взрослых продуктивность произвольного запоминания при прочих равных условиях выше, чем непроизвольного. Оно обеспечивает прочность усвоения информации как результат ее систематизации и осмысленности. Однако такой эффект достигается лишь тогда, когда при произвольном запоминании происходит постановка и осознание человеком цели запоминания, что позволяет в дальнейшем совершать специальные мнемические действия, подчиненные этой цели: составление плана запоминаемой информации, ее смысловую группировку, выделение смысловых опор, соотнесение с уже имеющейся в памяти информацией, установление ассоциативных связей и т.д.

Однако в реальной жизни достаточно большой объем информации человек присваивает непроизвольно. Для того, чтобы определить, каким образом “случайная” информация фиксируется в памяти человека, А.А.Смирновым - известным российским исследователем памяти - было проведено специальное, но весьма простое по замыслу исследование. Он опросил своих коллег по Психологическому институту о том, что им запомнилось из своего утреннего пути на работу. Оказалось, что непроизвольно запомнилось то, что было связано с достижением цели, а также облегчало или затрудняло ее достижение. При этом совершенно не зафиксировались те обстоятельства, которые не имели отношения к основной цели - добраться до работы. Таким образом, было установлено, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность информации к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности и к сфере значимых мотивов и целей.

Экспериментально опосредствование непроизвольного запоминания деятельностью, не являющейся мнемической по своему характеру, было изучено П.И.Зинченко. По итогам экспериментов им был сделан вывод, что оптимальным для непроизвольного запоминания является соответствие материала целевому уровню деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти

1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти

1.2 Виды памяти

1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности

Вывод по главе 1

Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

2.1 Организация Эмпирического исследования

2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Библиографический список

Приложение

В в едение

Память - одно из важнейших свойств человеческой жизни. Ведь если бы не было памяти, все, что происходит в нашей жизни, все события, и хорошие и плохие, проходили бы сквозь нас, не оставляя следа, а, значит, не давая нам опыта. Именно память позволяет нам развиваться, в каком-то смысле память - основа всякого познавательного процесса. Человек, потерявший память, в прямом смысле слова теряет часть самого себя, часть своей личности.

Проблема памяти обсуждалась еще философам Древней Греции, например Платон в своем сочинении «Теэтет», сравнивал человеческую память с восковой табличкой, на которой остается оттиск от всего, что мы чувствуем, видим, переживаем, от всего, что хотим запомнить.

В средние века уже философ Августин в своей «Исповеди» сравнивал память с палатами дворца, наполненными сокровищами воспоминаний, а органы чувств (нос, рот, глаза и т.д.) называл дверями этого дворца, через которые сокровища попадают в свои палаты, где хранятся, иногда неосознанно, пока однажды ты не пожелаешь на них посмотреть.

В ХХ веке Зигмунд Фрейд сравнивал память с «вечным блокнотом», аппаратом, в то время ставшим своеобразной новинкой, сегодня же являющимся скорее детской игрушкой, где с помощью палочки можно писать любую информацию, а потом легко ее стирать. Поверхность снова чиста и готова принять новую информацию, но на внутренней части блокнота остается оттиск написанного.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие ученые как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

Проблема памяти до сих пор не до конца изучена, и, несомненно, остается актуальной и в наше время. Лично для меня особый интерес представляет непроизвольное запоминание, по моему мнению, изучению этого вида памяти уделялось незаслуженно мало внимания, по сравнению с другими видами памяти.

Цель: исследовать условия продуктивности непроизвольного запоминания.

Объект: Память и ее виды.

Предмет: условия продуктивности непроизвольного запоминания.

1. Проанализировать основные научные подходы и направления в области разработки проблем памяти.

2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды памяти.

3. Выявить условия продуктивности непроизвольного запоминания.

память непроизвольный запоминание продуктивность

Глава 1. Обзор психологической литературы по проблеме памяти

1.1 Взгляды известных психологов на природу памяти

Па мять -- одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях окружающего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Очень точно, но в то же время очень поэтично о памяти говорил советский психолог С.Л Рубинштейн: «Без памяти мы бы были существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической деятельности, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»

Современные исследования в области памяти рассматривают её с различных точек зрения и на основе разных подходов. Самое широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению русского учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство и других, что объясняется объективными реальными связями явлений и предметов. Под их воздействием появляются временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отражений предметов и явлений (так, например, ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (по сходству), третьи отражают противоположность (по контрасту), четвёртые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций впервые было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой не что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Анализируя процессы памяти, У. Джеймс также отмечал их ассоциативную природу. Под памятью У. Джеймс понимает знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, т.е. память есть знание о событии или факте, о котором человек в данный момент не думает и который им осознаётся как явление прошлого. Причиной запоминания и припоминания, по У. Джеймсу, служит закон приучения в нервной системе, который играет такую же роль, как и при ассоциации идей . Основываясь на этой же ассоциативной теории У. Джеймс объясняет и условия развития хорошей памяти, связывая с ней умение образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который человек желает удержать в памяти.

Не потеряли актуальности и в наше время мысли У. Джеймса о развитии памяти человека. Особенно любопытны его мысли о подготовке к экзаменам. Он отмечает, что «метод зазубривания» не оправдывает себя, т.к. при его помощи в уме человека не создаются прочные ассоциации с другими объектами. Мысли и знания, приобретённые путём простого зубрения, неизбежно забываются. Согласно его рекомендациям, умственный материал, которые приобретается памятью, должен набираться в связи с различными контекстами, освещаться с разных точек зрения и связываться ассоциациями с другими внешними событиями, при этом неоднократно подвергаться обсуждению. Только таким образом воспринимаемый материал сможет образовать такую систему, в рамках которой он вступит в связи с другими элементами интеллекта и надолго останется в памяти .

Исследования памяти в рамках нейронных и биохимических теорий . Самой распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти - кратковременном и долговременном. Полагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. Таким образом, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Следовательно, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.

В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, Хиден предложил теорию, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.

Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические . Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) . Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт главную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку.

Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. В 1930 г. Эти ученые выпустили работу «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования . Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.

Также интересна работа А.Р.Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» , где автор рассматривает основные формы и приемы памяти. Автор написал эту книгу на основе 30-летнего наблюдения за человеком с феноменальной памятью. Анализируя процессы воспроизведения того, что запоминалось испытуемым, А.Р. Лурия рассуждает о том, что, возможно, процесс удержания материала не исчерпывался у того простым сохранением непосредственных зрительных следов, что в него вмешиваются дополнительные элементы, которые говорят у него о высоком развитии синестезии. Значение таких синестезических способностей в процессах запоминания и воспроизведения, делает выводы А.Р. Лурия, состоит в том, что они создавали как бы фон для каждого запоминания, неся при этом «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания .

А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» (1931) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении .

Интересными являются взгляды на природу памяти, её процессыи свойства австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал и анализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятом из обыденной, повседневной жизни. Все эти свои наблюдения он поместил в работе «Психопатология обыденной жизни» (1904). Интересными являются взгляды Фрейда на такое свойство человеческой памяти, как забывание. По З. Фрейду забывание представляет собой самопроизвольный процесс, который можно считать протекающим на протяжении определённого времени. На основе своих данных он приводит множество примеров о различных видах забывания - о забывании впечатлений, намерений, знаний. Так, например, рассуждая о забывании каких-то тягостных мыслей и впечатлений, он отмечает, что даже у здоровых и неподверженных неврозу людей, воспоминания о тягостных мыслях наталкиваются на определенное препятствие .

Работа В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Ученый выясняет функции форм памяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания.

В рамках данной работы, конечно, невозможно проанализировать взгляды всех известных учёных на проблему памяти, однако те взгляды, которые здесь представлены, могут, по моему мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет на функционирование её основных процессов.

1.2 Виды памяти

Так как память включена во все разнообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразны. Разные формы проявления мнемической деятельности выделяют в соответствии с тремя основными критериями.

1. По характеру активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

· двигательную,

· эмоциональную,

· образную

· словесно-логическую

Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и иных видах деятельности человека.

Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память различается в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений. Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой типы памяти. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты у всех людей, то три остальные типы памяти являются скорее профессиональными типами.

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную.

Непроизвольное (пассивное) запоминание - процесс, который происходит естественным образом, без заданной заранее цели, без участия сознания, без применения специальных методов запоминания и интеллектуальных усилий.

Произвольное (активное) запоминание - процесс, который происходит благодаря усилию воли, с определенной целью, осознанно, с применением специальных методов запоминания.

3. По времени закрепления и сохранения материала различают память кратковременную и долговременную.

Кратковременная память основана на автономном распаде следов. Долговременная память базируется на необратимых, не подлежащих распаду следах, которым свойственна ассоциативность и чувственность к интерференции (т.е. смешению следов). Развитие теории памяти и требования практики привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Разные виды памяти, выделенные в соответствии с различными критериями, находятся в органическом единстве. Например, словесно-логическая память в каждом конкретном случае может быть либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память, по большому счету, представляет собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти.

1.3 Непроизвольное запоминание и условия его продуктивности

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, то есть запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: явления, окружающие предметы, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и тому подобное, хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его потребностями и интересами, с целями и задачами его деятельности.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing ) -- процесс запоминания , протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, взаимообусловленный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Исходя из результатов исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место , которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения данной цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается настолько лучше, насколько более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий эмоции и интерес. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется непроизвольное запоминание, оно может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Непроизвольное запоминание -- ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее способов и средств, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Операциональный состав непроизвольного запоминания изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности учащихся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать определенную систему этих действий. Главное условие такой системы -- включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего.

Также мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек полностью поглощён решением определенной задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до завершения. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек прекращает стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не завершено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно сохраняться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследовали Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Основной методический прием для изучения непроизвольного запоминания состоит в том, что испытуемому предлагается выполнить какую-либо деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)

Вот как говорил о важности непроизвольного внимания известный советский ученый П.И. Зинченко: «В зарубежной психологии такое запоминание получило название «случайного»…большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Но случайное запоминание составляет лишь одну, причем не основную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни…человека… поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой».

Выводы по первой главе

Попробуем подвести основные итоги по первой главе данной работы. Проблема памяти в наше время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти, по которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не отдельно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле биохимических и нейронных процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти изучаются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В советской психологической школе проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по вопросам памяти.

В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В основе классификации памяти лежат следующие критерии - объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.

Глава 2. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

2.1 Организация Эмпирического исследования

Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. К примеру, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они пользовались накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо лучше предложенных экспериментатором.

Методика И.П. Зинченко направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении обеих этих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались продуктивнее, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

В данном исследовании приняла участие группа студентов 2-го курса (15 человек), в возрасте от 18 до 23 лет, 70% девушки, 30% молодые люди. Исследование проводилось в групповой форме, в дневное время, в течение учебного дня, в помещении аудитории. Состояние здоровья всех испытуемых нормальное. Испытуемые были настроены положительно, с энтузиазмом и интересом.

Так как непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач , то, прежде чем проводить исследование непосредственно непроизвольного запоминания, необходимо провести какой-либо опыт, направленный на решение немнемических задач. В данной работе в качестве такового использовалась методика «Прием информации» .

Опыт 1 «Прием информации»

Ход работы: Испытуемым выдаются листки бумаги. Экспериментатор дает следующие инструкции: «Сейчас вам будут зачитаны слова, которые необходимо распределить в 5 колонок: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Будьте внимательны, действуйте быстро и четко». Далее экспериментатор зачитывает в быстром темпе 32 слова:

Натрий Кошка Диван Верба Тревога Водород Хорек Кресло Восторг Черемуха Ель Серебро Сервант Рысь Любовь Гелий Медведь Лев Стол Тополь Усталость Дуб Каштан Аргон Воробей Железо Клен Медь Сазан Береза Соболь Радий

Испытуемые (вся группа), должна эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку.

После выполнения задания испытуемые считают количество слов, которые они успели записать.

Интерпретация результатов :

Если количество слов равно :

· 32 - прием информации эффективен,

· 31-29 - посредственный прием,

· ниже 28 - прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

По завершении данной работы экспериментатор собирает результаты работ, отвлекает внимание испытуемых обсуждением какой-либо проблемы минут на 5-10 (в данном случае обсуждалось, с какими проблемами столкнулись испытуемые при выполнении задания, что было основной проблемой, успеть сориентироваться или успеть написать слово).

Ход работы: После небольшой паузы (5-10 минут) испытуемым предлагается вспомнить и записать в любом порядке слова, которые они классифицировали. На воспоминание отводится 5-7 минут, затем результаты работы собираются, подсчитывается количество воспроизведенных слов (П), проверяется их правильность, определяется число сфантазированных слов (М) и вычисляется показатель непроизвольной памяти:

НП=(П-М):32Х100%

Интерпретация результатов :

НП=70% - очень высокий уровень непроизвольного запоминания

НП=51 - 69% - высокий, выше среднего уровень развития непроизвольного запоминания

НП=41 - 50% - хорошая, средняя норма для взрослого человека

НП=31-40% - посредственная норма для взрослого человека

НП=15 - 30% - низкий уровень непроизвольного запоминания, ниже среднего

НП=10% и ниже - дефект памяти

2.2 Обработка данных и анализ результатов эмпирического исследования

1) Были обработаны результаты исследования по методике «Прием информации» и получены следующие данные.

Из 15 человек, принявших участие в исследовании:

· 8 из испытуемых записали 32 слова

· 4 из испытуемых записали 31-29 слов

· 3 из испытуемых записали 28 и меньше слов

Таким образом, можно сделать вывод, что у 53% испытуемых прием информации эффективен, у 27% - прием информации на среднем уровне и у 20% - прием информации затруднен.

Можно также сделать предположение о том, что в учебном процессе испытуемым с низкими показателями сложно сориентироваться с начитываемым материалом, они часто переспрашивают и уточняют у преподавателя о только что продиктованном. Возможно, для оптимизации учебного процесса, целесообразным было бы в данной группе снизить темп начитки материала.

2) Результаты исследования по методике «Непроизвольная память» представлены в таблице 1, где П - количество воспроизведенных слов, М - количество придуманных слов, НП - показатель непроизвольной памяти.

Таблица 1

НП=(П-М):32Х100%

Из данных, представленных в таблице 1 таблицы, ясно, что:

· 5 из испытуемых (33%) показали уровень развития непроизвольного внимания выше среднего

· 3 из испытуемых (20%) - хорошую, среднюю норму для взрослого человека

· 7 из испытуемых (47%) -среднюю норму для взрослого человека

Вывод : эффективность непроизвольного запоминания повышается, если человек интенсивно работает над информацией (осмысливает, анализирует, классифицирует, записывает и т.д.), хотя и специально ее не заучивает, но информация запоминается сама собой за счет активной деятельности человека

Заключение

В заключении работы подведём основные выводы.

1. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, физиологический, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

Многие из известных учёных-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти..

2. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

3. Непроизвольная память

Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 1964.

2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. - Л., 1974.

3. Джеймс У. Психология. - М., 1991.

4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 1981.

5. Ильина М.К. Психология памяти. - Новосибирск, 2000.

6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М., 1978.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1968. - 88 с.

8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Издательство московского университета, 1976. - 253 с.

9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: “ЧеРо”, 2002. - 816 с.

12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.

13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. - Харьков, 1985.

14. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

15. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Изд-е7-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 704с. - (Высшее образование).

Приложение

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п. ,хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного запоминания.

Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимое для реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и более частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в третьих - точно запомнить последовательность фактов и т.д.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется сам его процесс. Однако, по мнению С.Л.Рубинштейна, основное значение приобретает вопрос о зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он считает, что в проблеме запоминания нет однозначной зависимости между произвольным и непроизвольным запоминанием. И преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.

Исследования П.И.Зинченко в этом убедительно доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса, непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.

Посвященное той же проблеме исследование А.А.Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем произвольное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

Запоминается, как и осознается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала - специальная форма сознательной деятельности.

Задача измерения объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10 - 12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда Эббингауз принял это число за объем «чистой» памяти. Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5 - 7 отдельных элементов: это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4 - 5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7 - 8 изолированных и бессмысленных элементов.

В целом необходимо отметить, что объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий. Так успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованым».

В формировании внутренних средств центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, - замечает А.Н.Леонтьев, - что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, состоит в теснейшем связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю».

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А.Н.Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания (рис.1). Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика основных научных направлений в области разработки проблем памяти. Процессы памяти и её виды. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2008

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Понятие памяти и механизма запоминания. Методы изучения запоминания. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Исследование динамики процесса заучивания. Непосредственное и опосредствованное запоминание.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2003

    Основы деятельностного подхода в психологии. "Следы" исследований П.И. Зинченко. Законы развития непроизвольной памяти во взаимоотношениях с произвольной. Методика зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

    презентация , добавлен 21.03.2012

    Анализ психолого-педагогической литературы в области экспериментальных исследований памяти. Проблема запоминания как неотъемлемая часть изучения психологии памяти. Особенности и структура произвольного и непроизвольного запоминания у подростков 10-11 лет.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Показатели взаимодействия процессов памяти. Физиологические основы процессов памяти. Экспериментальное исследование особенностей произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти учащихся в процессе учебной деятельности, ее коррекция.

    дипломная работа , добавлен 01.07.2011

    Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. Значение игры в развитии памяти. Экспериментальное исследование зависимости продуктивности памяти от содержания запоминаемого материала и уровня сформированности у ребенка приемов запоминания.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2012

    Память и её определения. Развитие памяти дошкольника. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. Развитие непроизвольной памяти. Этапы овладение произвольными формами памяти. Методика проведения исследования развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2004

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение как одно из удивительных свойств мозга. Механизм действия памяти человека. Основные виды памяти, отклонения в ее функционировании и патологии. Методики улучшения запоминания информации.

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности. Непроизвольное запоминание процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач.

Непроизвольное запоминание продукт и условие познавательных и практических действий. Прежде всего необходимым условием непроизвольного запоминания является действие с предметом. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.

Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминание лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Проведем эксперимент по исследованию непроизвольного запоминания. Цель эксперимента выявить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека. Методика исследования проводятся два групповых опыта классификация изображений и составление числового ряда. В ходе эксперимента участвовало 15 человек 1. Елена, 36 лет, экономист 2. Галина Александровна, 68 лет, пенсионер 3. Валентина, 31 год, домохозяйка 4. Роман Валерьевич, 40 лет, юрист 5. Оксана, 25 лет, бухгалтер 6. Ирина, 28 лет, бухгалтер 7. Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка 8. Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер 9. Нина Ефимовна, 53 года, экономист 10. Надежда, 20 лет, студентка 11. Екатерина, 22 года, студентка 12. Ирина, 24 года, учитель русского языка 13. Ирина, 28 лет, домохозяйка 14. Павел, 27 лет, юрист 15. Юрий Федорович, 63 года, пенсионер Гипотеза исследования продуктивность непроизвольного запоминания связана и зависит от характера деятельности человека.

Опыт 1. Классификация изображенных предметов.

Экспериментальный материал 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются животные, фрукты, вещи. Кроме изображения предмета, на каждой карточке в правом верхнем углу написано двузначное число.

Процедура опыта. Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Испытуемым дается следующая инструкция групповая С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название.

Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам. После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа. Ход эксперимента В нашем эксперименте участвуют взрослые люди. Всех испытуемых мы разобьем на четыре подгруппы 1. работающие 8 чел. 2. домохозяйки 2 чел. 3. пенсионеры 3 чел. 4. студенты 2 чел. Эксперимент проводился в домашних условиях.

Отказов в участии эксперимента не было. Нами было взято 15 карточек с изображением на них Животные Медведь 13 Кот 25 Тигр 37 Змея 49 Черепаха 13 Фрукты Яблоко 10 Апельсин 22 Груша 34 Киви 46 Ананас 58 Вещи Халат 14 Кофта 18 Майка 16 Шляпа 12 Брюки 20 В ходе эксперимента были получены следующие данные - Елена, 36 лет, экономист воспроизвела правильно 12 предметов, 2 числа - Галина Александровна, 68 лет, пенсионерка, воспроизвела 10 предметов и 0 чисел - Валентина, 31 год, домохозяйка 12 предметов и 1 число - Роман Валерьевич, 40 лет, юрист 11 предметов и 0 чисел - Оксана, 25 лет, бухгалтер 13 предметов, 3 числа - Ирина, 28 лет, бухгалтер 12 предметов, 1 число - Людмила Васильевна, 63 года, пенсионерка 11 предметов, 1 число - Валерий Тихонович, 66 лет, работающий пенсионер 11 предметов, 0 чисел - Нина Ефимовна, 53 года, экономист 13 предметов, 2 числа - Надежда, 20 лет, студентка 14 предметов, 3 числа - Екатерина, 22 года, студентка 15 предметов, 4 числа - Ирина, 24 года, учитель русского языка 14 предметов, 3 числа - Ирина, 28 лет, домохозяйка 12 предметов, 2 числа - Павел, 27 лет, юрист 14 предметов, 1 число - Юрий Федорович, 63 года, пенсионер 8 предметов, 0 чисел Опыт 2. Восстановление числового ряда. Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1, но только мы сменили карточки на другие, участвует та же группа испытуемых.

Процедура опыта.

Карточки располагаются на доске так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя на листе бумаги сетку в 15 клеток 3 ряда по 5. Их задача расположить все числа, имеющиеся на карточках строго по порядку номеров, так, чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число.

Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетради еще одну таблицу и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные. Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем название предметов.

На проведение первого и второго опыта отводилось времени по 5 минут. За данный промежуток времени никто из испытуемых не завершил работу раньше, поэтому дополнительное задание не сделал никто. В ходе второго опыта были получены следующие данные В подгруппе пенсионеров 1. Галина Александровна, 66 лет воспроизведено 9 чисел, 1 предмет 2. Людмила Васильевна, 63 года 8 чисел, 2 предмета 3. Юрий Федорович, 63 года 7 чисел, 1 предмет Группа студентов 1. Надежда, 20 лет 14 чисел, 4 предмета 2. Екатерина, 22 года 13 чисел, 5 предметов Группа работающих 1. Елена, 36 лет 12 чисел, 4 предмета 2. Роман Валерьевич, 40 лет 11 чисел, 3 предмета 3. Оксана, 25 лет 10 чисел, 5 предметов 4. Ирина, 28 лет 11 чисел, 3 предмета 5. Валерий Тихонович, 66 лет 9 чисел, 2 предмета 6. Нина Ефимовна, 53 года 11 чисел, 3 предмета 7. Ирина, 24 года 13 чисел, 6 предметов 8. Павел, 27 лет 11 чисел, 3 предмета Группа домохозяек 1. Валентина, 31 год 11 чисел, 2 предмета 2. Ирина, 28 лет 12 чисел, 0 предметов Обработка результатов 1. Определим среднее число правильно воспроизведенных предметов и чисел в обоих опытах для группы испытуемых.

Результаты полученных данных внесем в таблицу 1. Таблица 1 Результаты полученных данных по исследованию непроизвольного запоминания.

ЗадачаОбъект запоминанияИспытуемыеРаботающиеПенсионер ыДомохозяйкистудентыКлассификация предметовПредметы12,5101214,5Числа1,310, 251,53,5Составление числового рядаЧисла11811,513,5предметы3,61,314,5 Полученные средние значения занесем в таблицу 2. Таблица 2 Сводная таблица результатов опытов 1 и 2 ЗадачаСреднее число правильных воспроизведенийПредметовЧисел Классификация предметов12,251,6Составление числового ряда2,611 Анализ результатов и выводы 1. На основании анализа полученных нами данных таблица 2 следует отметить, что условием продуктивности непроизвольного запоминания является интерес у исследуемых к объекту исследования.

Так, при классификации предметов объектом непроизвольного внимания были числа и среднее число правильных воспроизведений составило 1,6, а при составлении числового ряда объектом непроизвольного внимания стали предметы.

Их среднее число правильных воспроизведений возросло до 2,6. 2. По результатам эксперимента мы также установили, что среднее число правильных воспроизведений и предметов и чисел больше в подгруппе студентов, самое наименьшее в подгруппе пенсионеров, что подтверждает нашу гипотезу исследования продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характера деятельности человека.

Деятельность студентов связана с учебным процессом, поэтому у них более высокие показатели продуктивности непроизвольного запоминания. III.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Познавательные процессы

V. Используемая литература. I. Память понятие и значение. Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем.. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания.. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, предметов и явлений, их свойств и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

 


Читайте:



Умножение на однозначное число столбиком

Умножение на однозначное число столбиком

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:...

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Методическая разработка семинара для педагогов дополнительного образования на тему «Создание развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях

Районный семинар«Разработка программы дополнительного образования детей»Программа – нормативный официальный документ, фиксирующий процесс...

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Ноев ковчег. Ковчег спасения. Значение «ноев ковчег Что означает фразеологизм ноев ковчег

Но́ев ковче́г — 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена...

Презентация по физике на тему "звуковые волны"

Презентация по физике на тему

ученицы 9 класса МКОУ "Бабежская СОШ" Ступникова Ксения, Герасимова Яна, руководитель: Тетенькина Екатерина ВладимировнаДанная презентация...

feed-image RSS