Разделы сайта
Выбор редакции:
- Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
- Кем я стану, когда вырасту
- Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
Реклама
Становление европейской цивилизации кратко. Краткая история великой европейской цивилизации. Новое время: понятие и периодизация |
Становление европейской цивилизацииТермин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция. Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:
Преимущества обучения
Известные преподаватели
Международные связи
Основные направления исследований
Практика и будущая карьера Учебный план предполагает прохождение музейно-библиотечной практики «Средневековье в музеях и библиотеках Санкт-Петербурга» и педагогической практики. Места проведения практик
Перечень ключевых профессий
Организации, в которых работают выпускники
История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович § 3. Становление европейской феодальной цивилизации Крушение Римской империи положило начало феодальной исторической эпохе. Несмотря на многообразие подходов, большинство историков считает, что через феодализм прошла не только Европа, но также арабские государства, Индия, Иран, Китай, Турция, Япония и т. д. На феодальный период приходится и возникновение Древнерусского государства, российской цивилизации. В Европе с XVIII в. в отношении почти тысячелетнего этапа всемирной истории употребляется понятие «Средние века», века между древностью и Новым временем. Время раннего Средневековья (V–X вв.) называют «темными веками», во всяком случае применительно к Европе. Это была длительная полоса формирования феодальных отношений, зарождения и развития феодализма, генезис феодализма. В политическом плане вторая половина 1-го тысячелетия н. э. стала временем интенсивного государственного строительства, результаты которого во многом сохранились на современной политической карте мира. Первое варварское государство вестготов образовалось в юго-западной Франции и в Испании, между рекой Гаронной и горным массивом Пиренеев. В 419 г. это государство было признано Византией. Вытесненные готами вандалы переправились в Северную Африку, где основали свое государство и занимались грабежом и пиратством в Средиземном море. Бургунды заняли долину реки Роны, а франки от устья реки Рейн проникли за реку Шельду и создали государство в Северной Галлии. Германские племена англов, саксов, ютов и турингов около 449 г. переправились через Ла-Манш и образовали здесь несколько варварских королевств. На Балканском полуострове в 395 г. Восточная Римская империя стала самостоятельным государством. По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например во Франции, за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца, прикреплялись лично к нему и его земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птицу; ткани, кожу, обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которой кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной. В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). Там феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни. Карл Великий, основатель Западной Римской империи стремился укрепить политическое, экономическое и духовное единство своего обширного государства. При нем в хорошем состоянии поддерживались дороги, обеспечивалась безопасность передвижения по ним. Государство покровительствовало сельскому хозяйству, ремеслу, городам, внутренней и международной торговле. От императора исходила инициатива составления законов. В их подготовке участвовал широкий круг лиц. Представители императора контролировали деятельность местных властей, порядок несения воинской службы, выполнение общественных работ, поднесение ежегодных даров императору и т. д. Забота о науках и искусствах, о создании и расширении школьного образования, о процветании богословия и изготовлении книг позволяет историкам говорить о «каролингском возрождении» . Имена. Карл Великий Карл Великий (742–814), король франков, основатель Западной Римской империи. Старший сын короля франков Пипина Короткого. После смерти брата подчинил себе многие территории и народы Западной Европы (саксов, баваров, лангобардов и др.) от Атлантического океана до Карпат, от Ла-Манша до Средиземного моря и Балканского полуострова: современную Францию (кроме Бретани), Бельгию, Голландию, Швейцарию, западную часть Германии, болъшую часть Италии, Корсику, Балеарские острова, северовосточную часть Испании. Разгромил аваров, воевал с датскими норманнами, арабами, западными славянами, размежевал территории с Византией. «Он обладал замечательным умом, железною волею, неутомимым творчеством и в самом деле стал „велик" как на поприще воинских предприятий, так и в области законодательства, внутреннего устроения государства и работы для просвещения. Он чуял потребности эпохи и опережал их, не только воплощал, но и вел. Он умел понимать обстоятельства, ценить людей, мысли и дела, учиться у талантливых сотрудников, направлял со значительной планомерностью общественные силы, разумные и стихийные… один из величайших гениев Средневековья» . Карл Великий был высоким, сильным, статным, здоровым, выносливым и ловким. Он был отличным стрелком, пловцом, охотником, любителем физических упражнений, отрицательно относился к пьянству. Двор его отличался роскошью и пышностью, но сам он предпочитал простоту и мог в походах переносить любые лишения. Владел латинским языком. Был знаком с греческим языком, с церковной и светской литературой. Знал труды по математике, астрономии и теологии. Следил за достижениями в материальной и духовной культуре Византии, Багдадского халифата. Сохранял римское культурное наследие. Он создал ученый кружок при дворе, названный академией, куда приглашались многие образованные люди. Карл Великий был набожным, считал своим долгом защищать святую церковь от язычников, покровительствовал папству, осуждал византийское иконоборчество. В Рождество 800 г. Папа Лев III возложил на Карла корону Римской империи. 9 жен и наложниц обеспечили Карла Великого преемниками, но уже при его внуках созданная им империя распалась. Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой. Важнейшее значение для складывания европейской феодальной цивилизации имело распространение христианства. За первые три века существования христианства эту веру приняли от 5 до 20 % всего населения Римской империи, причем христианами стали представители самых разных социальных групп. В Галлии христианизацию начал святой Мартин (316–397), ставший первым епископом Турским. Имена. Святой Патрик Святой Патрик (385–461), один из наиболее известных миссионеров в истории христианства. Патрик родился в западной Англии в христианской семье римского гражданина. В юности попал в рабство в Ирландию, где был пастухом шесть лет. Бежал в Англию, где ему было видение о том, что он должен христианизировать Ирландию. Учился и был посвящен в епископы в Галлии. По возвращении в Ирландию крестил королей, обращал в христианство их племена. Основой церковной организации в Ирландии был монастырь. Патрик ввел римский алфавит и кодифицировал обычное право ирландцев. К моменту его смерти большинство жителей Ирландии являлись христианами. День святого Патрика – один из самых популярных праздников в Ирландии. Во второй половине VI в. святой Колумбан крестил Шотландию. Августин Римский крестил короля Кента Этельберта в 597 г. С этого времени город Кентербери стал резиденцией руководства христианской церкви в Англии (сегодня это архиепископ Кентерберийский, примасАнгликанской церкви). В III–Vbb. усилиями Евтиха, Вульфилы и других христианство распространилось среди германских племен. Между V и X вв. большинство населения Европы и близлежащих островов было крещено. После крещения королей происходило массовое крещение их племен. Крещение водой лишь открывало длинный период христианизации сознания, принятия заповедей, учения Христа, христианской морали. Для достижения этой цели использовали проповедь, ассимиляцию язычников и их страх перед возможным наказанием. Духовные идеалы христианства медленно усваивались грубыми варварами, воинами и землепашцами. Сохранялось немало языческих суеверий и фактического двоеверия. Но ритуалы и предписания с внешней стороны исполнялись. Христианство помогало объединять население вокруг власти и делать его более послушным и управляемым. Данный текст является ознакомительным фрагментом. автораГлава 6 ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Война - это выбор пути. О. фон Бисмарк Путь европейской цивилизации С XVII и до начала XX века европейская цивилизация абсолютно господствовала в мире. Потому все европейские государства и создали колониальные империи. Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей МихайловичПуть европейской цивилизации С XVII и до начала XX века европейская цивилизация абсолютно господствовала в мире. Потому все европейские государства и создали колониальные империи. Любые туземцы во всех отношениях были настолько слабее европейцев, что любое их Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей МихайловичНа задворках европейской цивилизации Все это время США остается обществом глубоко провинциальным. США не претендует на роль «великой державы». Американцы не осознают себя ни наследниками многовековой культуры Европы, ни потомками Римской империи. Они занимаются своими Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторовДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В XIII–XIV вв Количественные оценки населения Европы в рассматриваемый период разнятся, но сходятся в том, что с начала XIII до середины XIV в. оно выросло примерно в 1,5 раза. Однако эпидемия чумы вернула этот показатель к исходной Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора Кузьмин Аполлон ГригорьевичСтановление древнерусской цивилизации Крушение рабовладельческого Рима и возрождение свободной крестьянской общины на значительных пространствах Европы было лишь этапом перехода к феодальным отношениям. Разрушив прогнивший мир, варвары в большой степени сами Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар НиколаевичСтановление цивилизации Время, календари, летосчисление Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского Из книги История мировых цивилизаций автора§ 18. Становление советской цивилизации Скептики среди российских марксистов, например Г. В. Плеханов (1856–1918), а также критики большевизма говорили о том, что Россия не созрела для социализма. Казалось очевидным, что в стране нет необходимых предпосылок для строительства Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир БорисовичГлава 1. ГРЕЦИЯ – РОДИНА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками странах классического Из книги Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии автора Клёсов Анатолий АлексеевичГде искать колыбель европейской цивилизации? Однажды с просьбой об интервью ко мне обратился ведущий и очень серьезный сербский журнал «Геополитика». Я согласился, и это интервью было опубликовано на шести страницах. На самом деле материал был почти в три раза больше по Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович«Достижения древнегреческой цивилизации легли в основу европейской Из книги Ящик Пандоры автора Гунин Лев Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич65. Рождение Европейской цивилизации Европа выползала из феодального хаоса. Объединившиеся Кастилия и Арагон навалились на последнее исламское государство на Пиренейском полуострове, Гранаду. Вместе получалось лучше, мавры терпели поражения. Обозначился победитель и в Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир ВалентиновичГлава 5. Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации 14. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе Люди ренессансного типа отличались готовностью браться за самые трудные задачи. Для европейцев с падением Византии в Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья ВасильевнаГлава 4 АНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4.1. Общая характеристика и основные этапы развития В начале I тыс. до н. э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид СергеевичСтановление европейской синологии К западу от Поднебесной империи о ней долгие века знали очень мало. Скупые строчки Плиния и некоторых других античных авторов о серах, которые славились искусством выделывать хорошее железо, неясные данные о живущих на краю ойкумены Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена НиколаевнаГлава 3 Чудеса европейской цивилизации Для западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которые он усваивает, перерабатывает и преобразует. Так от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков – философская широта, сила и ясность мысли, от римлян – знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства. Запад возник на основе христианства. Для западного сознания ось истории - Христос. Христианство стало для западной организации самой великой формой организации человеческого духа, начиная со средневековья, стало основным источником западной свободы. Ведущим мировоззрением являлся гуманизм. Что же нового внесла западная цивилизация: 1. Наука и результаты её революционализировали мир, положив начало глобальной истории человечества; 2. Территория Запада чрезвычайно разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик; 3. Западу известна идея политической свободы и её реальность; 4. Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволяющей развивать математику, формальную логику, правовые основы государства. 5. Западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, мера и ценность. 6. Запад-это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. 7. С самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Особенностью цивилизации этого типа являются постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентирована на движение в будущее. Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе нужны хорошие законы, где личность и её права первичны, а коллектив, общество – вторичны. На протяжении многих веков европейцы планомерно осваивали зеленые пространства: 1492- Колумб открыл Америку, 1498 – Васко да Гама достиг индийского побережья, 1522 –завершение кругосветного путешествия Магеллана. Цивилизационные процессы были направлены одновременно и к организации ближайшего пространства вокруг человека как все более комфортного. В1670 – основан Английский банк, 1709 Абрахам Дарби строит коксовую печь, в 1712 г. – Томас Ньюмен первую паровую машину с использованием поршня, в 1716 - Мартин Тривальд создал систему центрального отопления с помощью горячей воды; немцем Габриэлем Фарингеймом был изобретен ртутный термометр, 1709 г. – итальянец Бартоломео Кристофи создал пианино; в Берлине была открыта первая абонементная библиотека(1704). В 18 в. в Европе складывается само понятие «цивилизация». Оно ассоциируется с жизненным комфортом, появлением множества мелочей без которых жили тысячи лет, но после изобретения которых их отсутствие кажется странным (газ для освещения помещений, электричество, непромокаемый плащ, фотография). Если ещё совсем недавно понятие цивилизация имело лишь историко-культурный интерес в плане выявления различий между народами. Сегодня понятие цивилизация стало категорий, отражающей единство народов Европы, общность ценностей общеевропейского дома. Этапы становления Западной цивилизации Эллинская цивилизация Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению этой страны. Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды: Раннеэлладский ХХХ – ХХII вв. до н.э. Среднеэлладский ХХI –ХVII вв. до н.э. Позднеэлладский XVI – XII вв. до н.э. Гомеровский XI – IX вв. до н.э. Архаический VIII – VI вв. до н.э. Классический V – IV вв. до н.э. Эллинистический III – I вв. до н.э. Эллиныне являлись коренным населением рассматриваемой страны. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной. Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы лелегами и пеласгами. Уже в III тыс. до н.э. лелеги и пеласги создали сложную систему ирригационного земледелия, культивировали виноград и оливу, умели делать масло и вино, они строили из камня дворцы и храмы, многоэтажные дома и крепостные стены, каналы и водопроводы, мостили улицы и площади; они знали обработку меди и технологию бронзовых сплавов, изготовление керамической посуды и терракотовой скульптуры; уже в III тыс. до н.э. они умели строить ладьи и пользоваться парусом. Уже в ту отдаленную эпоху лелеги и пеласги, благодаря мореплаванию, поддерживали контакты с Финикией, Египтом и Малой Азией. Вероятно, к той эпохе должно восходить появление слова «таласса» – море, позднее заимствованного эллинами. Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII в. до н.э. там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносси Фест. На Критев то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены А. Эвансомв 1900 г. и датируются XXI в. до н.э. Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII в. до н.э. на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, т.е. слоговому письму. В XVII в. до н.э. Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный А. Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. В правление минойской династии был построен Лабиринт– особое святилище, посвященное тотемному божеству критян – быку. В XXI в. до н.э. появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплосу женщин и хитону мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена. Вообще эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, занявших материковую часть; ионийцев, овладевших Пелопоннесом, и эолийцев, переселившихся на острова. Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру лелегов и пеласгов, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики; они интенсивнее усваивали политический и экономический опыт, технологии и знания местного населения. В XIX в. до н.э. ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, воздвигли акрополь Дорион с двойным рядом стен, снабженных подпорками, с высокими башнями, открытыми внутрь. Рядом с Микенамии Дорионом находились некрополи и монументальные гробницы-толосы для правителей. Открыл Микены в 1874 г. Г. Шлиман. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит, В XVв. до н.э. ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. В частности, именно от финикийцев ахейцы восприняли традиции высокоразвитой книжности и само слово «библос» для обозначения книг. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцев сложилось линейное письмо Б, в кот Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX–VIII вв. до н.э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма ором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 г. и доказал, что язык этого письма был уже греческим. В XII в. до н.э. вЭлладувторглись дорийцы.. Они были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития. Они отличались исключительной воинственностью и жестокостью. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад. В то же время дорийцы явно превосходили эллиновв военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу. Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX – VIII вв. до н.э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н.э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма.. Это было самым значительным открытием греков – возник греческий алфавит, первый в истории. Восстановление производительных сил к IX – VIII вв. до н.э., стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов– наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, т.е. права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д. Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX в. до н.э. вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. В 594 г. до н.э. архонтом-эпонимом был избран Солон, он Солонпровел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Солон отвергал идею равенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелые обязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственное устройство получило название «тимократии». Утвердил демократию в Афинах Клисфен, который был избран в 508 г. до н.э. Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V в. до н.э., связывая его с именем Перикла. В действительности же V в. до н.э. оказался концом демократии в Афинах. Перикл провел серию законов, имевших целью расширение демократии. Однако последствия оказались совершенно противоположными. С этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп, лоббирование. Совершенно иной тип полиса представляла собой Спарта. Ее возникновение восходит к дорийскому завоеванию, к XI в. до н.э. Это был один из первых полисов, основанных дорийцами. Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено илотами, т.е. военнопленными, которые вместе с землями были поделены между спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов господам. Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом, в 9-8 вв. до н.э.. Законодательным органом стало собрание, земля была собственностью полиса. Ряд законов были направлены против роскоши: запрещалось использовать золото, серебро и драгоценные камни под страхом смертной казни; запрещались дорогие материи; жилища не должны были выделяться индивидуальностью, они должны были строиться одним топором и одной пилой; запрещался выезд за пределы государства; оставление Спарты рассматривалось как побег из войска и наказывалось смертной казнью. Для предотвращения накопительства и коррупции были введены железные деньги – мины, несколько десятков кг весом; чтобы, к примеру, заплатить 5 мин, требовалось использовать повозку; при этом железо этих денег отличалось хрупкостью и не было пригодно для вторичного использования. Серия законов касалась воспитания воинов. Новорожденные подлежали освидетельствованию филархами, старейшинами родовых фил: слабые дети посвящались богам и относились в горы, здоровые дети получали имена и переходили под опеку рода. До 7 лет мальчики находились с матерью, затем передавались на общественное воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось спортивной и военной подготовке. Мальчики должны были спать на подстилке из камыша, есть грубую пищу, притом весьма немного, ходить босиком, купаться в холодной воде, играть голыми. С 12 лет юношам выдавался один хитон на год без нижней одежды, волосы остригались. Воровство считалось проявлением ловкости и удали. После проведения этих преобразований Ликург отправился в Дельфы и взял с народа клятву не менять государственного и правового устройства Спарты до его возвращения. После посещения Дельфийского оракула Ликург удалился на о. Крит и уморил себя голодом, так и не возвратившись на родину. Как будто бы этим объясняется редкий консерватизм Спарты, неизменность ее полисного устройства на протяжении столетий. Несомненно, алфавит, полис и демократия являются высшими достижениями эллинской цивилизации. Но эллинам была свойственна социальная стратификация и особый характер семьи, основы общества, требующих специального освещения. Все общество делилось на свободных и несвободных – рабов, которые численно преобладали. Свободные, в свою очередь, делились на эллинов и неэллинов, которые назывались по-разному – метэками, Наличие рабов оказывало двойственное влияние на эллинскую цивилизацию: с одной стороны, оно создало эллинам условия для свободного духовного развития, высвободив их от физического труда, и тем самым способствовало развитию искусств, философии, литературы, с другой стороны, избыток рабов консервировал техническую отсталость общества, препятствовал техническому прогрессу. Но еще более пагубное воздействие оказывало рабство на моральное состояние общества. Рабство рассматривалось как нечто естественное. Мыслители такого масштаба, как Платон и Аристотель, развили целую теорию, согласно которой существует категория людей, предназначенная по своей природе быть рабами; периэками и др. Гражданство распространялось только на эллинов. Их свобода ограничивалась интересами полиса. Граждане обязаны были участвовать в постоянных сборах, непрерывных общественных делах, в народных собраниях, выборных органах управления и т.п. Граждане были чрезмерно политизированы и ассоциированы; в сущности, они не имели права на частную жизнь, частные интересы. Личная жизнь находилась под тотальным контролем полиса; за супружескую неверность, за плохое воспитание детей грозили атимия, бесчестье и лишение гражданских прав. Характеристика семьи также способна пролить свет на некоторые теневые стороны эллинской цивилизации. Семья у эллинов была патриархальной. Ее главой был отец, муж – Δεσποτης. Он обладал полной властью над женой, детьми, слугами и рабами; он мог расплатиться ими за долги, мог принести в жертву; в его власти была жизнь и смерть домочадцев. Отец мог продать в рабство непослушных дочерей. Мать семейства, жена считалась вещью в доме мужа, и она называлась соответственно – «ойкурема». Мать не имела собственности, имущества. Единственной ее вещью была прялка, поэтому она являлась лишь «госпожой прялки». Когда мать умирала, то рядом с ней клали ее прялку. Женщина жила на женской половине дома – в гинекее, она не смела без разрешения мужа выходить из гинекея; без сопровождения мужа женщина не могла появляться на улице; при редких выходах она обязана была закрывать лицо накидкой. Жена имела значение лишь как орудие воспроизводства потомства. Неудивительно, что греческая литература крайне скупа на выражения любви к жене. Отсутствие духовной связи между мужем и женой, равноправных отношений между мужчиной и женщиной привело к чудовищным извращениям – гомосексуализму и лесбиянству, которые на все последующие века получили название эллинской (или греческой) любви. Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н.э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII в. до н.э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой». Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н.э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 гг. до н.э.), Пифагору (582– 500 гг. до н.э.), Анаксимандру (611– 547 гг. до н.э.). Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408–355 гг. до н.э.) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III в. до н.э.) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (+250 г. до н.э.) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями. Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда. Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. В Элладе сложилась и география, зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460– 370 гг. до н.э.). Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150–100 гг. до н.э.), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла. Технические достижения эллинов, кроме, пожалуй, паровых машин, широко использовались в архитектуре. Эллины значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку; неслучайно греческие названия многих архитектурных элементов сохраняются в современных европейских языках. Предметом особой гордости эллинских мастеров были 7 чудес света. Эллины первыми стали строить стадионы, ипподромы и театры. Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей: Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями. Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. Ему приписывают, в связи с этим, стремление установить власть не только над землей, но и над другими стихиями; считается, что Александр Македонский был первым человеком, поднявшимся в воздух на шаре; что он первым опустился в «батискафе» на дно моря. Император мечтал о слиянии греков и варваров. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческий разговорный язык и греческая письменность стали официальными на всем пространстве империи. В то же время началась ориентализация самой Эллады: стали распространяться в эллинских полисах восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал проскинезиса– падения ниц перед императором. После внезапной смерти Александра от малярии развернулась ожесточенная борьба между диадохами, преемниками, в результате которой империя распалась на несколько частей. Римская цивилизация Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянамина территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества 1 млн. жителей. Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X в. до н.э. Можно выделить условно следующие периоды: Этрусский X–VIII вв. до н.э.; Царский VIII–VI вв. до н.э.; Республиканский VI–I вв. до н.э.; Раннеимператорский (принципат) I в. до н.э. – III в. н.э.; Позднеимператорский (доминат) III–V вв. н.э. В древности Италию населяли различные племена. В X в. до н.э. в Италию вторглись этруски, одно из самых загадочных племен Европы, обладавших высокоразвитой культурой. Этрускам были известны колесо, гончарный круг, железоделательные ремесла, письменность. До нас дошли более 9 тыс. этрусских надписей, которые с большим трудом поддаются интерпретации. С этрусками на качественно новый уровень было поднято земледелие: они провели дренажные работы по осушению заболоченных местностей, построили оросительные каналы; это позволило им выращивать злаковые – полбу, овес, ячмень; кроме этого этруски разводили кипарис, мирт, гранат, лен; в особенности широко использовался лен: он шел на шитье туник, паруса и даже на изготовление щитов; сложилось искусство керамики, делались терракотовые статуэтки, сосуды буккеро. Получило развитие ювелирное искусство; этрусские мастера могли делать украшения из тончайшей золотой или серебряной проволоки, могли осуществлять припай мельчайших капелек из золота и серебра; ювелиры использовали драгоценные камни из Азии и качественный янтарь из Прибалтики. Этруски прекрасно знали судостроение и навигацию; именно по Средиземному морю они прибыли в Италию. Согласно легендарной традиции, Рим был основан в 754/753 г. до н.э., и от этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти 1000 лет. С того времени стало складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами – этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев. По-видимому, к VIII в. до н.э. относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Война была источником существования Римской республики. Война обеспечивала непрерывное пополнение фонда государственных земель (ager publicus), распределявшихся затем среди воинов – римских граждан. С момента провозглашения республики Рим вел непрерывные завоевательные войны. Республика, безусловно, является одним из основополагающих достижений Римской цивилизации. Другим фундаментальным достоянием стало право (ius) . Уже в царский период сформировалась идея права (ius) как правильного, справедливого (iustitia), соответствующего религиозному порядку (fas). В 451 г. до н.э. была избрана комиссия децемвиров, выработавшая «Законы XII таблиц» – первый свод римских законов. В экономической сфере римлянам также принадлежат значительные достижения. В Риме же была разработана целая теория собственности. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни. Римлянам принадлежит приоритет во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики, а затем и империи; это был вначале медный асс, позднее – серебряный сестер цийи, наконец, золотой солид. Римляне стали практиковать разменную монету, латинское обозначение которой вошло во все европейские языки. Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака. Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей, высококачественными дорогами. Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II в. до н.э., начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica». Они разработали новые типы зданий для нужд управления: После завоевания Греции в Риме распространились греческие божества – Юпитер (Зевс), Нептун(Посейдон), Венера (Афродита) , Диана (Артемида) и т.д. В период империи появилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др. В начале нашей эры стал формироваться культ Иисуса Христа. В I – II вв. н.э. возникли Евангелия, жизнеописание Христа. В IV в. н.э. был принят канон Четвероевангелия, прочие же евангельские тексты объявлены апокрифами, т.е. ложными. Первые три столетия христианство подвергалось гонениям. Лишь в 313 г. Миланским Эдиктом христианство было объявлено терпимой религией. Крещение императора Константина придало ему статус официальной религии, не упразднявшей однако язычества. В 325 г. Первый Вселенский Соборв Никее принял первые догматы христианства и осудил первые ереси. Римская республика сменилась империей, сначала в форме принципата, затем в форме домината. В III в. н.э. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия. В 395 г. н.э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную. В V в. н.э. упадок империи привел к походам варваров на Рим. Римв первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. н.э. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. н.э. вождь герулов Одоакрв очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора Ромула Августула, и Римское государство, начало которому положил Ромул, Ромулом же и закончилось. Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали. Европа варваров и её эллинизация Термин «варвары» введен римлянами для обозначения всех не римлян и народов, не состоявших в союзнических отношениях с Римом. Порой утверждается наивная этимология этого слова, якобы производного от звукоподражания нечленораздельной речи не римлян – «варвар». В действительности латинское слово «barbares» означает «бородатые». В представлении римлян, чисто бривших свое лицо, бородатость выступала показателем бескультурья, невежественности, грубости нравов, неуважения к нормам поведения, отвержение правил благовоспитанности и эстетических ценностей. Варварами называли обитателей североевропейских лесов и евразийских степей и даже жителей Греции и Персии, хотя они обладали более древней культурой, чем Рим. Однако в IV – V вв. н.э. понятие «варвары» стало менять свое значение; в эти столетия те народы, которых прежде именовали «варварами», облагородились, восприняли латинскую письменность, римское право и культуру; римлянеже, напротив, в культурном отношении деградировали, стали подражать варварской моде, отращивать бороды и длинные волосы, носить узкие кожаные брюки, как кочевники, и рубашки. В IV – V вв. н.э. «варварами» станут называть нехристиан, язычников Мир варварства» размещался на севере и востоке от границ Римской империи, охватывал Север Британии, Северо-Восток Германии, Скандинавию, славянские земли, степи Причерноморья. Однако этот мир расширялся по мере ослабления Рима, надвигаясь на территорию Римской империи, пока не поглотил всю ее западную часть. Хронологически «мир варварства» достаточно долго сосуществовал параллельно римской цивилизации, пережив ее. Начальной хронологической границей «мира варварства» может выступать рубеж нашей эры, а конечной – Х в., когда племена норманнов и венгров приняли христианство. «Мир варварства» составляли северные кельтские племена, сохранившие значительную самостоятельность и самобытность, избежавшие романизации. Это прежде всего пикты, предки современных ирландцев, скотты, предки шотландцев, конечно, бритты, сыгравшие важнейшую роль в формировании англичан. Пожалуй, наиболее развитыми из них были бритты. Кроме кельтов в «мир варварства» входили германцы, которых римляне называли «немцы», от латинского nemici – враги.. Самыми значительными среди германоязычных племен были готы, В дальнейшем, в IV – VI вв. н.э., «мир варварства» расширялся за счет появления новых народов на исторической арене Европы: славянских (сербов, хорватов, словен, дулебов, поляни др.), тюркских (гуннов, аваров, хазаров, булгар, печенегов, половцев и др.), угорских (венгров) и некоторых иных. В IV – VIII вв. пространство распадавшейся Западной Римской империи стало объектом варварских вторжений: с севера наступали германцы и славяне, которых в VIII в. сменила экспансия норманнов; с востока шли гунны, вслед за которыми в VI в. вторглись булгары и авары; с юга, с VIII в. началась не менее активная экспансия сарацинов. Эту эпоху порой называют «Великим переселением народов», которое в действительности являлось не только мирной миграцией, но и военной оккупацией. Отдельные исследователи относят начало эпохи «Великого переселения» к III в. н.э., когда на обширной территории от Дуная до Дона сформировался готский союз племен. Окончание этой эпохи иногда отодвигают в X в., когда был положен конец набегам норманнов и венгров, последних «варваров» Европы. Варварские племена находились в I тыс. до н.э. – в первой половине I тыс. н.э. на стадии «военной демократии», по существу, догосударственной. Война и военные занятия составляли основу жизни. Языческий пантеон был исключительно милитаристским. Военным богам посвящались обильные жертвы, и животные, и человеческие. Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией. В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные (фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны. При всей критике варваров, живущих, якобы, только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом. Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли. Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние. Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты. В керамическом производстве германцам принадлежит приоритет в изготовлении керамической плитки и черепицы, которой впоследствии покрывали крыши. Но, пожалуй, наиболее впечатляющими были достижения германцев в судостроении и в навигации. В I тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.э. варвары были язычниками, поклонялись богам природных стихий, совершали жертвоприношения. Наиболее изучен пантеон германцев. Говоря о судьбах варварских народов, приходится констатировать, что большая часть из них подверглась романизации и исчезла, оставив память о себе в развалинах бургов вождей и в топонимии, и только отдельные из них перешли от язычества к христианству и создали устойчивые государства, ставшие основой последующих народностей и наций. Первые государства складуются у франков, англов и саксов. Франкская монархия Каролингов стала основой формирования французской народности и нации(8 в. н.э.), К 899 г. Англия была объединена, первым королем стал Альфред Великий. Т. Е. англы и саксы стали основой образования в последующих столетиях английской народности. Помимо германоязычных народов нужно отметить образование ранней государственности у славян. Это, прежде всего, государство Само в Центральной Европе, существовавшее в VII в. Затем – Велико-моравское государство, существовавшее на той же территории в VIII – IX вв. В дальнейшем поляне сыграли важнейшую роль в становлении Польши; моравы, чехи, дулебы определили процессы утверждения Богемии, позднейшей Чехии; сербы и хорваты повлияли соответственно на образование Сербии и Хорватии в Юго-Восточной Европе; мигрировавшие с Волги тюркоязычные булгары смешались со славянами, восприняли их традиции, язык и приняли участие в создании Болгарского царства; наконец, выходцы из Скандинавии – росы, смешавшиеся с восточнославянскими племенами и растворившиеся в них, оказались причастными к образованию русских княжеств. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») - большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся за её пределы в Северную Америку, Австралию и некоторые острова в Мировом океане. Западное общество вступало в новый этап своего развития. Казарменная психология получила распространение не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей показали, что человеческая жизнь потеряла самоценность. Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах. Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм. |
Популярное:
Городской открытый августовский педагогический совет Тематика проведения педсоветов в году |
Новое
- Записки классного руководителя, или Три укола от бешенства для современных «мамочек
- Русско-финский разговорник для туристов (путешественников) с произношением
- Население антарктиды Какие народы проживали в антарктиде
- Конспект занятия на тему "космос" в старшей группе Самопознание космос и планеты старшая группа
- Кем я стану, когда вырасту
- Решение дифференциальных уравнений с помощью рядов
- Чему равно значение тригонометрической функции
- Описание погоды на английском: слова, выражения и примеры текстов Телефонный звонок заграничного друга зимой
- Презентация на тему абстрактное мышление
- Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит Самарской области средняя общеобразовательная школа