Главная - Кастанеда Карлос
Художественное образование. Эффективные пути реализации художественного образования Начальное художественное образование

Понятия, проблемы, смыслы и особенности художественного образования (в определенной области художественной подготовки – живопись, графика, декоративное искусство, дизайн и др.)

1. ПОНЯТИЕ художественного образования:

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Необходимой составляющей эстетического, педагогического и психологического аспектов является история художественного образования, которая изучает динамику развития данного феномена в различных временных границах.

2. Основные ПРОБЛЕМЫ художественного образования:

Сохранение наследия русской культуры – стратегическая задача государственной культурной политики.

Определение особенностей обучения живописи , способствующих сохранению и передаче разных традиций в условиях современной художественной культуры, развитию навыков восприятия и анализа живописи разных стилей и жанров.

Определение механизма включения традиций отечественной художественной школы в процесс обучения живописи в условиях современной художественной культуры.

3. КОНЦЕПЦИЯ художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

Свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.
Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

ЦЕЛИ художественного образования на современном этапе

Обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

Повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовании;

Сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства.

Художественное образование призвано обеспечить осуществление таких ЗАДАЧ как :

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность , предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующихусловий для их образования и творческого развития.

Формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

Формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

Формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

1. формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности :

В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которые вписаны в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные собственные сведения художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенном культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе, которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве.

Начало обучения с раннего возраста,

Непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

Опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

Комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

Распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

Внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.

Эффективные ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ художественного образования

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий , основными из которых являются:

Формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию, как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества;

Взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;

Сохранение и развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;

Определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;

Непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

Активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

Издание новых учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории художественной культуры;

Совершенствование деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для различных групп населения; повышение роли современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном процессе.

7. ОСОБЕННОСТИ художественного образования в области живописи:

ПодЖивописью принято понимать вид изобразительного искусства, который создаётся при помощи особых материалов и инструментов. Живопись относится к пространственным видам искусства, она двумерна. К материалам живописи принято относить пастель, акварель, гуашь, темперу и масло. Этот список можно дополнить акрилом и красками. При этом произведения, выполненные пастелью, акварелью и гуашью часто относят к графике.

В процессе освоение живописи как учебного предмета необходимо учитывать и методологические основы: концепции воспитания искусством А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Неменского. Важнейшей составляющей методологического обеспечения являются прогрессивные концепции образования, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством .

Для сохранения традиций отечественной художественной школы и развития навыков создания и восприятия произведений живописи разных стилей и жанров необходимо применение в обучении живописи опыта и методов разных традиций .

Практические знания по живописи – один из возможных путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного художника – прикладника, владеющего традиционным профессиональным мастерством.

Теоретические принципы художественного образования в области живописи :

Копирования, как основы обучения живописи на начальном этапе,

Пространственно – временных связей в живописи, как в целом, так и при обучении по ее конкретным направлениям в частности,

Композиционного освоения живописи,

Сочетания подходов к обучению живописи (« от простого к сложному » - на начальном этапе обучения и « от общего к частному » - при наличии определенной степени овладения мастерством),

Интеграции традиционных и современных технологий,

Гармонизации традиционной академической живописи с современным восприятием мира в контексте современных достижений традиционного прикладного искусства.

В отечественном художественном образовании действует предметная система приобщения к искусству, в которой учебный предмет «Живопись» занимает самостоятельное место.

Согласно Федеральным государственным требованиям целями учебного предмета «Живопись» стали:

Формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности,

Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства

Развитие художественного вкуса и эстетического восприятия. – основополагающее значение

В результате освоения программы «Живопись» учащийся должен владеть первичными навыками «восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды».

Для поддержания интереса к изобразительной деятельности необходимо создать такие условия, чтобы учащийся был доволен процессом работы и своим результатом, чтобы каждая работа, вне зависимости от уровня развития учащегося, становилась полноценным художественным произведением, убедительно отображающим видимый мир, и при этом нравилась самому учащемуся. При этом мы можем говорить не только о законченном произведении, но и о каждом этапе его создания. Следовательно, необходимо, чтобы учащемуся было под силу справиться с заданием и без утомительных трудностей получить ожидаемый результат. Каждая успешно выполненная работа должна мотивировать учащегося браться за следующую.

Начинать обучение живописи следует с изображения видимой действительности с натуры. Учитывая повышенный интерес детей к окружающему миру, причинно-следственным связям и познавательной деятельности, необходимо, чтобы каждое занятие было связано с наблюдениями окружающего мира и открытиями, связанными с этими наблюдениями.

В качестве натуры можно использовать натюрмортные постановки, изображая их без всякого надуманного содержания. И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и многие другие выдающиеся педагоги-художники при обучении основам живописи использовали натюрмортные постановки. Натюрморт, в отличие от портрета, пейзажа и других жанров, предоставляет наибольшее количество возможностей педагогу создавать необходимые условия для наблюдения и обучения.

В отличие от работы над портретом или пейзажем, натюрморт позволяет педагогу подбирать предметы чрезвычайно разнообразные по размеру, форме, цвету и фактуре, регулировать интенсивность и цвет освещения. Это позволяет составлять как очень простые, так и очень сложные постановки для решения самых разнообразных задач и практически не зависеть от внешних обстоятельств (например, погодных условий). Натюрморт даёт возможность обучать работе с композицией, цветом, формой, фактурой, всяческими образами – всем тем, из чего складывается любая живопись.

Большинство представлений формируется благодаря зрительному опыту и отличаются от непосредственного зрительного восприятия лишь тем, что основаны на воспоминаниях, на работе мозга без непосредственной стимуляции сетчатки глаза в реальном времени, и почти всегда менее стабильны, детальны, и конкретны. Однако и в том, и в другом случае мы создаём изображение, сопоставляя его с образами, которые конструирует наш мозг. Образы-воспоминания и образы-фантазии менее стабильны. Поэтому для того, чтобы иметь возможность работать по представлению и максимально точно изображать представления необходимо приложить ещё больше усилий, чем для точного изображения видимой реальности. Следовательно, подступиться к точному изображению представлений, гораздо проще через обучение точному анализу и изображению видимой реальности непосредственно с натуры.

Художественная школа реализует следующие образовательные программы:

  1. Старшего отделения

Нормативный срок обучения – 3 года

Форма обучения – очная

на русском языке

Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программа Старшего отделения Художественной школы (далее — программа), разработанная, утвержденная и реализуемая Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования Художественная школа – Центр эстетического воспитания Алексея Егорова является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности, реализуемой с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков и представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, разработанных с учётом требований рынка труда на основании нормативно-правовых документов.

Новизной данной образовательной программы является то, что в ней основополагающим предметом является композиция. Учитывая возрастные особенности детей, обучающихся в школе, был разработан композиционный метод обучения, позволяющий обучая, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Сущность композиционного метода сложилась из творческого подхода преподавателей к методике обучения и воспитания учащихся. В основе композиционного метода обучения положен принцип образного восприятия детей. В 10 лет ребенок воспринимает окружающую действительность иначе, чем в 14-15 лет. Поэтому разделение учебного процесса по возрастным категориям считается целесообразным и позволяет вести поэтапное обучение.

Численность обучающихся за счет средств физических и юр.лиц по договорам об образовании – 40 чел

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Младшего отделения

Нормативный срок обучения – 1 год

Форма обучения – очная

Образовательный процесс осуществляется на русском языке

Описание образовательной программы

Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программа Младшего отделения Художественной школы (далее — программа), разработанная, утвержденная и реализуемая Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования Художественная школа – Центр эстетического воспитания Алексея Егорова является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности, реализуемой с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков и представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, разработанных с учётом требований рынка труда на основании следующих нормативно-правовых документов:

Программа регламентирует цели, планируемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки учащихся и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, содержание рабочих программ дисциплин, требования к промежуточной, итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки учащихся и реализацию данной программы.

Новизной данной образовательной программы является то, что в ней основополагающим предметом является композиция. Учитывая возрастные особенности детей, обучающихся в школе, был разработан композиционный метод обучения, позволяющий обучая, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Сущность композиционного метода сложилась из творческого подхода преподавателей к методике обучения и воспитания учащихся. В основе композиционного метода обучения положен принцип образного восприятия детей. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста и направлена на их художественно-эстетическое развитие. В 7 лет ребенок воспринимает окружающую действительность иначе, чем в 14-15 лет. Поэтому разделение учебного процесса по возрастным категориям считается целесообразным и позволяет вести поэтапное обучение.

Программа дает возможность при необходимости вносить изменения и дополнения в задания в рамках поставленных целей и задач, исходя из опыта детей, степени усвоения ими учебного материала, а также проводимых конкурсов, выставок, фестивалей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия

Нормативный срок обучения – 1

Форма обучения – очная

Образовательный процесс осуществляется на русском языке

Описание образовательной программы

Дополнительная общеобразовательной общеразвивающая программа Студии Художественной школы (далее — программа), разработанная, утвержденная и реализуемая Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования Художественная школа – Центр эстетического воспитания Алексея Егорова является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности, реализуемой с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков и представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и форм аттестации, разработанных с учётом требований рынка труда на основании следующих нормативно-правовых документов:

Программа регламентирует цели, планируемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки учащихся и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, содержание рабочих программ дисциплин, требования к промежуточной, итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие качество подготовки учащихся и реализацию данной программы.

АНОДО «Художественная школа – ЦЭВ Алексея Егорова» (далее Художественная школа) осуществляет деятельность в сфере дополнительного образования по общеразвивающим программам детей младшего дошкольного возраста. Программа художественной студии для детей от 6 до 9 лет имеет художественно-эстетическую направленность на общекультурное развитие детей, которое организовано в индивидуально-групповой форме. Программа рассчитана на один год обучения (с сентября по май). В Художественной студии проводятся выставки по итогам обучения.

Все занятия являются практическими и проводятся в специально оборудованных аудиториях. Учащиеся работают с различными художественными материалами, осваивают разнообразные техники изобразительного искусства. В учебно-творческом процессе учащиеся выполняют задания, в ходе выполнения которых, приобретают навыки работы с разными художественными материалами (краски, карандаши, пластилин и т. п.). А также получают начальные знания по рисунку, живописи, композиции, лепке.

Особенностью данной общеразвивающей программы является то, что в ней основополагающий предмет – живопись. Учитывая возрастные особенности обучающихся в школе, был разработан композиционный метод обучения, позволяющий обучая, развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Сущность композиционного метода сложилась из неординарного подхода преподавателей к методике обучения и воспитания учащихся. В основе композиционного метода обучения положен принцип детского творчества

Данная программа учитывает современные образовательные технологии, которые отражаются в принципах обучения (индивидуального подхода, доступности, преемственности, целостности, результативности). А также в формах и методах обучения (практические индивидуально-групповые занятия). Данная образовательная программа обеспечена всеми необходимыми средствами обучения (наличие специально оборудованных аудиторий, оснащённых мольбертами, софитами, и др. оборудованием, наличие методического, натюрмортного и гипсового фонда).

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы с 6 до 9 лет.

Численность обучающихся за счет средств физических и юр.лиц по договорам об образовании – 10

Методические документы для обеспечения образовательного процесса

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКОМ

© 2008 Д. Л. Зрелых

кандидат педагогических наук, доцент каф. методики преподавания музыки и изобразительного искусства

Курский государственный университет,

Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком. Художественное образование - важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее, вузовское и академическое профессионально-художественное образование. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, не завершаем.

Ключевые слова: художественная культура, художественное образование,

художественный вкус, эстетическое воспитание, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, зрительный образ, зрительный анализатор, зрительное восприятие, художественные произведения русского и мирового искусства, творческие способности, образное мышление.

Отличительной чертой современного российского образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиций гуманизации и модернизации. Это касается и художественного образования.

Модернизация российского образования - одно из приоритетных направлений политики государства, доминирующая цель которого - создание устойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России состоит в обеспечении качественного образования на всех уровнях дошкольного, начального и общего профессионального образования.

«Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» .

«Концепция художественного образования» - это своевременный и

необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования» [Там же]. Данный государственный документ четко определяет стратегические направления национальной политики, указывая на долгосрочные перспективы его развития в единстве целей, задач и эффективных путей их достижения и реализации.

Цели художественного образования на современном этапе развития в новой демократической России можно обозначить так:

Повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;

Сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России.

Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить:

Формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;

Подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

Приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

Широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

Выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Реализация вышеперечисленных целей и задач в области художественного образования должно оперативно решить все современные проблемы в области культуры и искусства, переживаемые российским обществом на современном этапе.

Художественное образование - важнейший элемент в формировании и развитии гармонически развитой творческой личности. Следовательно, важнейшую роль в учебно-воспитательном процессе учащихся начального, среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов колледжей и вузов, а также специалистов послевузовского профессионального образования играет непрерывность художественного образования.

В систему художественного образования включены следующие компоненты: эстетическое воспитание, художественно-педагогическое, а также профессиональное художественное образование. Программы художественного образования реализуются в разнообразных образовательных учреждениях, начиная с детских садов и заканчивая послевузовским профессиональным образованием .

Для каждого этапа художественного образования некоторые стороны этого процесса выступают как доминирующие, ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль играют возрастные особенности.

В дошкольном возрасте важнейшую роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое, в основном, реализуется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

В начальной школе формируются базовые основания, приобретаются первичные сведения, на основе которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В средней школе подростки овладевают языком различных видов пластических и временных искусств, что дает им возможность самостоятельно воспринимать и анализировать художественные произведения, а также создает предпосылки для совершенствования собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному «культурному слою» с его особыми художественноэстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются

определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве независимо от его профессиональной или любительской направленности .

В формировании «духовного климата» современной массовой школы доминирующее значение имеют предметы эстетического направления образовательной области «Искусство», появление которой в структуре школьного образования обусловлено спецификой искусства как особого явления культуры. Она представлена тремя учебными дисциплинами эстетического цикла: музыка, изобразительное

искусство, мировая художественная культура. Названные предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании учащихся.

Уникальное значение образовательной области «Искусство» состоит в том, что в интеллектуализированной и вербализированной современной массовой школе предметы эстетического цикла играют совершенно особую роль - развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру школьника, пробуждают способность эстетически воспринимать, ценить и создавать действительность по законам красоты в окружающей жизни и искусстве. Предметы эстетического цикла непосредственно направлены на развитие гармонически развитой личности школьника, ядро которой - стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого и познанию настоящего .

В современных условиях актуальным представляется переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения и развития познавательного интереса к изобразительному искусству. Однако не первый год идет напряженная работа по перестройке, обновлению всей системы школьного образования. Бытуют разные мнения, ведется эффективный поиск путей развития школы, вырабатываются концепции, создаются интересные проекты, вариативные программы, появляются нетрадиционные формы обучения и воспитания. Однако, несмотря на внедрение инновационных подходов в области художественного образования и эстетического воспитания в целом, учебно-воспитательный процесс в массовой школе продолжает оставаться типичным, традиционным, недостаточно хорошо учитывающим индивидуальные особенности школьников, особенно это касается и является наиболее актуальным для младшего школьника.

Школа и общество связаны тесными узами актуальных проблем обучения, воспитания и постижения жизненной мудрости, и они неотделимы друг от друга. Общество живет и развивается так, как оно учится. И как ни странно это звучит, «интересы школьника и потребности современного общества постепенно оказались за порогом школы» . Выход из создавшегося положения только один - кардинальное изменение школьной политики и самой школы в направлении ее демократизации и модернизации.

На научных конференциях, консилиумах, в выступлениях ответственных работников образования, касающихся проблем развития художественной культуры, говорится, что главная задача состоит в том, чтобы найти ту область художественного образования, где наиболее качественно и эффективно реализуется специфика эстетического восприятия явлений, фактов, событий окружающего мира и художественного восприятия произведений отечественного и мирового искусства. Но также необходимо реализовывать и способность осознания своих личных особых форм эмпатии: эмоциональное сопереживание и проживание эмоциональных состояний своего внутреннего мира, которые также испытывают и другие люди, а кроме того,

эстетическую отзывчивость и эстетические чувства, находящие проявления в творческих работах.

Художественное образование выполняет ничем не заменимую роль в сохранении и развитии национальных культурных традиций, в процессе этнической самоидентификации и интеграции личности в духовную культуру: национальную, общероссийскую и мировую. Открывая двери в мир иной культуры, искусство учит пониманию и принятию другого человека, способствует становлению толерантного сознания, гуманистической направленности личности.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено младшим школьником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетических чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть которого в обращении к человеку - носителю творческой созидательной природы, в ее развитии (у ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами. «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного...» - эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому . Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой демократической России. .Ведь изобразительное искусство - это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

Как же понимать эти природные и жизненные реалии? Необходимо обратиться к специфике изобразительного искусства, его особенностям, освоить выразительные графические и живописные средства, дающие возможность художникам отражать свои чувства, переживания и волнения, радость и восторг, почерпнутые в природе и искусстве, разобраться в его основных видах и жанрах.

Изобразительное искусство - универсальная форма отражения духовного мира человека, его материальной культуры. Однако нам представляется, что учащихся начальной школы рано приобщать к познанию богатства и многогранности всех видов пластических и временных искусств. Этот познавательный процесс - длительный и сложный, требующий постепенного системного подхода к познанию мира и осознанию роли искусства в формировании и развитии гармоничной и развитой личности. Задача педагога - ввести ребенка в мир изобразительного искусства, сформировать его зрительное восприятие, элементарные эстетические представления об окружающей действительности. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие школьника, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии внешнего мира.

«Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах.

1. Общеобразовательная школа, урок изобразительного искусства, обязательный для каждого школьника, приблизительно охватывающий 100% учащихся. Задача художественного развития - искусство как опыт отношений. Форма приобщения к искусству - зона общей культуры.

2.Кружки, студии, клубы - формы «необязательного» обучения, существующие и в школе, и вне ее стен, охватывающие только желающих или мотивируемых. Задача художественного развития - искусство как опыт творчества. Форма приобщения к искусству - зона свободного поиска интересов.

3. Детские художественные школы (вечерние без отрыва от общеобразовательной школы и с отрывом от нее). В эти профильные школы искусства попадают школьники, выдержавшие конкурс. Задача художественного развития -искусство как языковой опыт. Форма приобщения к искусству - зона профессиональной культуры» [Там же, с. 48].

Данная модель демонстрирует основы, на которых необходимо строить процесс приобщения ребенка к искусству, исходя из главной цели художественного образования и эстетического воспитания школьников - формирования духовной культуры личности, приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным наследием.

Занятия по изобразительной деятельности дошкольников и уроки изобразительного искусства в начальных классах закладывают основы чувственного познания. Чувства, мысли и представления людей в изобразительном искусстве выражаются в конкретной форме - в зрительных образах. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем не только внешний облик предметов (форму, цвет, положение в пространстве, их связи между собой), но и тончайшие душевные переживания человека. Развитое зрительное восприятие помогает человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но и бесценные произведения русского и мирового искусства.

а) художественной культуры, потребности в общении с искусством;

б) устойчивого интереса к искусству;

в) художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления;

г) способности оценивать окружающий мир по законам красоты и др.

школьниками в изобразительной деятельности. Восприятие произведения искусства предполагает не просто знакомство с ним, а собственно изобразительную деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование и т. д.). Поэтому содержание образования не может быть реализовано без развития познавательного интереса, эмоционально-ценностного восприятия, а также нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства и художественно-творческой деятельности.

Практическая, жизненная направленность содержательной части образовательного процесса обусловлена современными социальными и культурными условиями, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих

ценностей, на становление и социализацию личности ученика в современном мире.

Повышение роли гражданско-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование толерантного отношения к иным культурам;

Приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;

Способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;

Интеграция полученных знаний в собственной художественно -творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг.

Учебный предмет «изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного и

профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Основные виды творческих работ - практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства .

Основу познания процессов объективной реальности и искусства составляет восприятие, которое позволяет в значительной степени расширить и углубить эмоционально-ценностный опыт ребенка и создать основу его творческой деятельности. Следует учитывать, что способом восприятия художественного образа является не только созерцание, но и переживание.

Исходя из реалий повседневной жизни у детей школьного возраста, учителей, некоторых родителей далеко не всегда складывается положительное мнение о влиянии учебной дисциплины «изобразительное искусство» на формирование нравственноэстетической отзывчивости. Как же тогда подготовить «маленьких гениев», творцов, фантазёров, с дошкольного и младшего школьного возраста, к началу встречи с основными понятиями эстетических категорий «прекрасное и безобразное» как на занятиях изобразительным искусством, так и в повседневной жизни? И что надо сделать, чтобы эти важные для детей условия обучения и воспитания носили творческий характер? Есть определённая закономерность: любопытство - интерес -творчество. В ней проявляется непревзойдённая смелость и свобода выражения, индивидуальность каждого ребёнка.

Массовая школа - это восходящие ступеньки познания мудрости жизни от начальных до выпускных классов, ведущие всё выше и выше к самосовершенствованию, самопознанию и миропониманию на том уровне жизненных впечатлений, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Как важно осознавать учителям и родителям, что каждая из этих ступенек становится для ребёнка настоящим открытием познания процессов, происходящих во внешнем мире, через наглядно-образное восприятие изобразительного искусства. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования.

У человека на протяжении всей сознательной жизни происходят качественные изменения в познании окружающего мира. Это выражается в формировании нравственного, эстетического, художественного, этического начала, в реализации моральных принципов и душевных качеств. Именно в детстве, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, целесообразнее, эффективнее закладывать фундамент познания объективной реальности через удивительный и захватывающий мир прекрасной и чарующей «страны» под названием ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Многие педагоги, считающие себя корифеями в области обучения и образования, наивно полагают, что изобразительное искусство настолько доступно всем, кто интересуется им, что для этого не требуется никакой особой художественноэстетической подготовки. Для этого достаточно живо рассказать, стоя у доски, программный материал и показать с указкой в руках на плакате особенности изображения, не вызывая у младшего школьника познавательного интереса, сопереживания, эмоционального настроя и эмоционально-эстетической отзывчивости на все происходящее как в искусстве, так и в жизни.

Особенно важен другой аспект художественной педагогики, состоящий в том, чтобы «разбудить» ребёнка, заинтересовать его эстетически воспринимать красоту голубой планеты под названием Земля. И тогда детским глазам откроется удивительная палитра красок и образов. Нужно научить маленького художника видеть мир в широте и многообразии, научить ребёнка мечтать, узнавать красоту не только в пышной розе,

которую тщательно растил садовник, но и в малом придорожном цветке, тонкий стебель которого упрямо пробивает асфальт.

Поэтому роль учителя является ведущей в процессе приобщения учащихся к искусству. Именно педагог создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между школьниками и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира учеников.

Любая тема урока по изоискусству должна быть не просто «пройдена», или изучена, а прожита, т. е. глубоко прочувствована и пережита учениками. Только когда знания, умения и навыки становятся личностно значимыми, связываются неразрывной нитью с реальной жизнью на уровне миропонимания школьника и эмоционально окрашиваются, выражая эстетическую отзывчивость, происходит развитие гармоничной и развитой личности, продуктивно формируется ценностное отношение к миру. На этом этапе познания процессов объективной реальности, ребенку просто необходим творческий опыт и учитель, владеющий элементами педагогической драматургии (мимика, пантомимика и вокальная мимика), как никто другой может создать ему эти условия познания внешнего мира .

Модернизация художественного образования требует поиска новых подходов к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство». К ним можно отнести следующие:

Непрерывное обновление программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, содержания, эффективных форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;

Издание в помощь педагогам художественно-эстетического цикла программно-методических материалов и учебно-методических комплексов для начальной, основной и высшей школы;

Повышение качества и развитие совершенной системы подготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской духовной и художественной культуры .

Процесс развития инновационных подходов и модернизации всей системы художественного образования нужно понимать как качественный поворот массовой школы к школьнику, уважению его личности, достоинства, принятию его интересов, запросов, целей, т. е. создание максимальных благоприятных условий для раскрытия способностей, самоопределения.

Эти инновационные подходы можно реализовать, если в образовании будет востребован учитель с новым педагогическим мышлением, направленным:

Во-первых, на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого школьника, с учетом его жизненных устремлений, как свободного субъекта школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности (художественной, трудовой, общественно-организационной);

Во-вторых, на приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование разнообразных видов деятельности учащихся (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивно-оздоровительной), когда коллективная, фронтальная форма работы постепенно становится сугубо индивидуальной;

В-третьих, на творческое начало образовательного процесса, деятельное и обстоятельное ознакомление школьника с красотой внешнего мира, соединение обучения и воспитания с художественным и производительным трудом по законам красоты.

На современном этапе инновационных преобразований в сфере художественного образования таким педагогическим мышлением, безусловно, обладает учитель, работающей с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста по организации и управлению учебно-воспитательным процессом и процессом познавательной деятельности в области изобразительного искусства и объективной реальности .

Непрерывность процесса художественного образования в высшей школе имеет целью вооружить бакалавра, специалиста и магистра теорией художественной педагогики, искусства, знаниями о различных художественных направлениях, стилях, концепциях и методиках исследовательской деятельности, направленных на формирование духовной культуры будущего специалиста в области художественного образования и эстетического воспитания.

Дисциплина «История и теория художественного образования» включена в федеральный компонент общих профессиональных дисциплин подготовки бакалавров художественного образования. Курс является базовым в системе профессиональной подготовки выпускников классического университета. И роль его особенно возрастает в настоящее время, поскольку

В центре современного образовательного процесса в вузе находится личность будущего специалиста, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение к духовному наследию прошлого, познанию настоящего;

Требования времени делают необходимым повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области художественного образования.

Изучение ключевых вопросов философии, эстетики, истории искусств, искусствознания, педагогики, психологии, истории художественной культуры выходит в авангард образовательной системы, в которую включены и основы эстетического воспитания, истории образования и педагогической мысли, художественной педагогики. Все это составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Для будущего же учителя или преподавателя музыки эта дисциплина должна стать одним из наиболее весомых предметов в системе общей профессиональной подготовки.

«История и теория художественного образования» - это тот учебный предмет, который может представить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств гармонически развитой личности, в самопознании, самооценке, самовоспитании и саморазвитии, вне искусства не прорастет ни интеллект поколений, ни ассоциативное мышление, ни благотворная самоирония, ни отважная интуиция, и внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе: там проявляется гибельное высокомерное отношение ко всему неординарному, отважной мысли - всему, за чем скрывается талант. Только в художественной среде появляются и формируются люди, способные широко и свободно мыслить, создавать культурные ценности, остающиеся в веках.

Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф. М. Достоевского.

«Красота спасет мир» - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлестывающих все вокруг. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть его взгляду чарующий, гармоничный мир

прекрасного, вобравший в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьих стай, шелест волн, шептание листвы, улыбку младенца - все то, что повседневно, буднично окружает нас?

Библиографический список

1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - № 2.

2. Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. : пособ. для учит. / О. В. Осторовскя. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -276 с., ил.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / разр. под рук. и ред. народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2005. - С. 141.

4. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. - М. : Просвещение. 2006. - 176 с.

Художественные высшие учебные заведения Москвы всегда находились на особом счету. Политические перемены и экономические потрясения в стране не делают конкурс в них меньше: любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде. И это несмотря на то, что лишь единицам выпускников удается профессионально состояться, обрести успех, а вместе с ним и достаток. Однако факт остается фактом: свободных мест в таких вузах обычно в два раза меньше, чем желающих их занять.

Таланты и поклонники

Как и в случае с театральными вузами, при поступлении в художественное учебное заведение у абитуриента будут искать наличие некой искры, которую принято называть талантом. Действительно, ведь уметь держать в руках карандаш или кисть может каждый, однако создать нечто неповторимое способен лишь один человек из сотни или тысячи.

Дать абсолютно точное определение понятию "талант" не представляется возможным: в искусстве все слишком субъективно. К сожалению, любая творческая профессия целиком и полностью зависит от мнения зрителей и критиков. Вот почему многие специалисты советуют: прежде чем переступать порог художественного вуза, стоит подумать, а сможете ли вы провести долгие годы своей жизни в неизвестности, горько сожалея о том, что ваши работы так и не произвели должного впечатления на публику. Ведь вся игра красок, четкость линий, выдержанность стиля в художественном произведении создаются лишь с одной единственной целью - потрясти мир и выразить себя.

Профессиональные перспективы будущих художников, дизайнеров, архитекторов довольно призрачны. Стоимость их работы может сильно разниться - все будет зависеть от капризной и непостоянной феи-удачи. Работоспособность, умение найти общий язык с заказчиком сегодня не менее важные профессиональные качества.

Подготовка к поступлению в художественный вуз

Список художественных вузов в столице не очень велик, однако получить в их стенах образование считается престижным во всем мире. Высокий уровень преподавания в них был задан еще отцами-основателями этих учебных заведений. В их число входят Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия живописи, ваяния и зодчества, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова и художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. В обязательном порядке необходимо упомянуть и о Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина - данный вуз, имеющий вековые традиции, был основан в середине XVIII века при покровительстве императрицы Елизаветы Петровны. Согласно действовавшему тогда Уставу обучались в нем в течение 15 лет. Сегодня официальный срок получения образования сокращен, однако для того, чтобы стать студентом, абитуриенту в прямом смысле придется потратить годы на подготовку к поступлению.

При каждом из перечисленных вузов есть собственная художественная школа или подготовительные курсы. Обучение и подготовка в них занимает от нескольких месяцев до двух лет. Стоит, однако, оговориться, что официально никто не дает их выпускнику гарантий на поступление. Более того, на подготовительных курсах при Суриковском институте преподаватели без обиняков предупреждают, что никаких поблажек "своим" на ждать не придется - все поступают на общих основаниях. Подготовительные занятия, как правило, платные, не говоря уже о том, что абитуриенту приходится самому обеспечивать себя вспомогательными материалами - красками, кистями, карандашами, бумагами, подрамниками, холстами… Цена может быть разной: за тюбик краски, к примеру, - от 10 до 1000 руб. А подрамник стоит не менее 2000 руб.

Кроме того, при поступлении в художественный вуз очень важно учесть одну тонкость: при разборе заявок наибольшее предпочтение отдают тем абитуриентам, которые либо закончили специализированные художественные школы (например, Детскую художественную школу №?1 им. В. А. Серова на Пречистенке, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), либо имеют за плечами среднее профессиональное образование в художественных училищах (Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года или Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Делается это потому, что такого рода высшее образование не терпит случайных людей, которые внезапно загорелись желанием оказаться художниками, реставраторами или архитекторами. Конкуренция между поступающими достаточно жесткая, и принять должны лучших из лучших, поэтому строить планы о поступлении необходимо заранее, учитывая собственные возможности.

Комментировать статью "Выбираем художественный ВУЗ"

"..любовь к искусству побеждает любые мысли о хлебе насущном и финансовой выгоде."
Фраза эта вызывает раздражение.
Для человека, любящего искусство, неважны никакие финансовые трудности.
Вспомните Ван Гога.
Он за всю свою жизнь продал всего одну картину

27.10.2008 17:14:17, Аня

Я понимаю что в столице провинциальных не очень любят, но после 11 класса куда лучше поступить? если я только окончила художественную школу. Мы не рисовали ни маслом, ни обнаженную фигуру. Максимум это гипсовые головы Антиноя, Венеры и т.п. и гип. фигуры. нужно поступать в какой нибудь техникум или колледж для начала, да? что бы меня там научили рисовать другие вещи? и вообще возможно ли поступить так?
мне желательно про Питер.
Спасибо за внимание.

22.10.2008 21:09:02, Peroman

Собираюсь в следующем году поступать в Суриковский.интересует общежитие.Бытовые условия,стоимость проживания.спасибо.

05.10.2008 16:05:59, Ольга

Всего 24 сообщения .

Еще по теме "Художественное образование, вузы искусства":

Раздел: Поступление в вузы и др. учебные заведения (Как выбрать вуз). Девочки, нужен совет. 10 класс Москва, в сторону какого ВУЗа посмотреть??

Дорога в ВУЗ. Поступление в вузы и др. учебные заведения. Подростки. Дорога в ВУЗ. А вы учитываете время на дорогу при выборе ВУЗа, если не снимать и не общага?

Раздел: Поступление в вузы и др. учебные заведения (Поступление в вуз, выбор специальностей для поступления). на сколько специальностей в одном вузе можно подавать?

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. Перспектива хорошего вуза имеется. Я рассматриваю вариант с музыкой потому, что вижу Если второе, то выбор то огромный. От педагога, звукорежиссура до вокального искусства...

Стратегия выбора вуза и профессии.. Поступление в вузы и др. учебные заведения. Стратегия выбора вуза и профессии. ДД.Дочери предстоит сдача ЕГЭ через 2 года.

Поступление в вузы и др. учебные заведения. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация...

Выбираем художественный ВУЗ. Навеяно стоимостью обучения в колледже МИД... – В наш университет абитуриентов направляют окружные управления образования Москвы.

Выбираем художественный ВУЗ. Московское художественное училище (колледж) прикладного искусства). Пусть идет в колледж. После колледжа уже поступит в вуз по сокращенной программе и без всяких ЕГЭ. Есть же колледжи на базе 11 классов.

полностью с Вами согласна, на счет качества и методик образования. А по вопросу "если одно отделение стабильно хорошо, а другое отлично, разве получится красный диплом", то тут вообще не понимаю, т.к. ходили в школу одну но разнык отделения хореография и музыка...

Подскажите, пожалуйста, есть ли в Москве художественные школы-лицеи, где сочетаются основные предметы+специальные­? Мой брат учился в таком лицее, успешно поступил в худ. вуз, стал художником. Но в другом городе.

Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение иностранных языков. Буду благодарна всем, кто подскажет, где такое образование можно получить в Москве или Подмосковье (лучше даже заочное) с возможно меньшими...

Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. А кто-нибудь знает, можно ли в Москве получить второе высшее художественное образование? ВУЗ и поступление взрослого человека. Раздел: Высшее образование.

Художественное образование в России: история и современность

Сфера искусства и культуры является неотъемлемой часть современного общества. Данная сфера влияет на всю жизнь человека. И для того, чтобы воспитать личность эстетически развитую необходимо большое внимание уделять образовательному процессу, в частности художественному образованию. Именно художественное образование является фундаментом российской сферы культуры и искусства.

И так, художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства .

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена благоприятным влиянием художественного образования на развитие и становление эстетической личности человека.

Процесс изучения становления и развития художественного образования в России, в свою очередь, помогает увидеть и глубже понять сильные и слабые стороны современного процесса обучения в сфере искусства, а также подготовить профессиональные кадры высшей квалификации в художественной области.

Основной целью исследования является – изучение этапов развития художественного образование в России, а также содержания современного процесса обучения в образовательных учреждениях

Объект данного исследования – процесс становления и развития художественного образования в России.

Предмет данного исследования – этапы, содержание и структура художественного образования со времен древнерусского государства до настоящего времени.

Задачи исследования:

    Изучить необходимую литературу по теме исследования.

    Рассмотреть этапы развития и формирования художественно образования в России.

    Описать систему, раскрыть цели и структуру современного художественного образования России.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования : изучение и анализ педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования.

И так, что же такое художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Зная данное определение, мы можем плавно перейти к актуальности темы исследования, которая обусловлена благоприятным влиянием художественного образования на развитие и становление эстетической личности человека. Процесс изучения становления и развития художественного образования в России, в свою очередь, помогает увидеть и глубже понять сильные и слабые стороны современного процесса обучения в сфере искусства, а также подготовить профессиональные кадры высшей квалификации в художественной области.

И так, в первой главе я рассмотрела историю развития художественного образования в России. До XVIII века можно сказать, что в качестве художественного образования выступает процесс индивидуального обучения иконописцев, резчиков и мастеров монументальной живописи. Юные подмастерья обучались в мастерских, наблюдая за работой уже опытных иконописцев и резчиков. И вот в 18 веке, когда образование приобретает светский характер, благодаря эпохе Просвещения, берет свое начало художественное образование в России. В общеобразовательные программы теперь начинают включать художественные дисциплины, а за подготовку профессионалов сферы искусства отвечают специальные учебные заведения. Однако преподавание отдельных предметов в гимназиях зависело от материального положения самих учебных организаций, получалось, что изучение тех или иных дисциплин еще долгое время было доступно не всем. Тем не менее, художественное образование начинает приобретать профессионализацию, устойчивость, системность и упорядоченность.

Большой вклад в развитие российского художественного образования внес Петр 1. Он оправлял талантливых учеников за границу, которые возвращались с новыми знаниями, по его же инициативе была создана школа рисования при Петербургской типографии, в которой начинают рисовать с натуры.

В 1725 году открывается Академия наук, в которой впервые ввели преподавание живописи и скульптуры. Впервые время академия наук не могла по достоинству воспитать художников, но затем произошли изменения. Поскольку художественное образование поднялось на более высокий уровень, возникла необходимость отделить художественные дисциплины от Академии наук. Так в 1757 году появилась Академия художеств в Питере.

В XIX веке художественное образование набирает свои обороты. Открываются художественные школы и училища. С 80-х годов начинают распространяться так называемые образовательные путешествия. С 70-х утверждается система дошкольного воспитания, содержащая процесс творческого развития детей с использованием фольклора. Всеобщее художественное образование и просвещение легло на плечи профессиональных общественных и художественных объединений, которые активно справлялись с этим – создавались художественные классы, бесплатные школы, народные музеи и т.д.

Не осталось без внимания и образование взрослых слоев населения. Они получали свое художественное образование, посещая кружки и курсы, читальные залы и экскурсии и т.д.

Общая картина художественного образования выглядела следующим образом – развитие теории художественного образования шло вперед формального образования. Именно благодаря этому произошел скачек художественной педагогики в 20-е года XX века.

Таким образом, мы подходим к художественному образованию в советский период.

После Великой Октябрьской социалистической революции образование, в том числе и художественное, интенсивно обновлялось, началось массовое просвещение во всей области искусства, а опыт прежних десятилетий активно способствовал этому.

Везде, в том числе и в области профессионального художественного образования, появлялись экспериментальные проекты, создавались новые дидактические принципы. А к программе по развитию художественного образования привлекались великие музыканты, художники и ученые.

Система художественного образования была теперь направлена на профессионализацию.

Среднее художественное образование можно получить в училищах, по-другому техникумах, по художественным и декоративно-прикладным, художественно-промышленным и художественно-техническим направлениям. По следующим специальностям: живопись, скульптура, роспись, моделирование и конструирование, художественная обработка и оформление и т.д.

А учителей по рисованию и черчению готовят в педагогических училищах, где помимо предметов общего образования есть и специальные, такие как академический рисунок, живопись, скульптура, композиция, конструирование, анатомия, история и теория искусства, а также технология производства и материаловедение.

В институтах готовят специалистов по тем же специальностям, что и в училищах. Значительное отличие заключает в том, что вузы готовят специалистов высшей квалификации, следовательно, по окончанию вуза студент имеет наиболее обширную и качественную теоретическую и практическую подготовку.

Дети с особым талантом в изобразительном искусстве могли получить свое общее и средне специальное образование в средне-художественных школах при институтах Академии художеств Советского Союза. Для людей, которые имели законченное высшее образование и работали в конструкторских бюро, институтах и на заводах, в вузах художественно-промышленной направленности были созданы вечерние отделения по художественно-конструкторской подготовке.

Что касается общего художественного образования, свое развитие оно испытало в 1970-х годах, когда было решено развивать программы эстетического воспитания детей. Сразу после этого стали разрабатываться новые программы обучения в художественной сфере, появились авторские наработки, создавались заведения для эстетического воспитания подрастающего поколения и школы искусств.

После революции появлялись новые форматы в профессиональном образовании, например, область дизайна.

В конечном итоге художественное образование в СССР предполагает обширную систему профессионального обучения будущих специалистов в области культуры и искусства. В его основу заложены положения и установки принятые в партии, принцип народности и метод соцреализма.

В постсоветский период После перестройки образования в России спрос на традиционное художественное образование упал, тем ни менее благодаря той же перестройке появился простор для новых начинаний и направлений в сфере искусства.

Вторая глава содержит подробную информацию о содержании современного художественного образования России и информацию о педагогических кадрах данной области. Я в свою очередь перечислю лишь основные положения.

Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ – "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

У любого образовательного процесса, не смотря на его специфику, есть цель, которую необходимо достичь, а в большинстве случаев их сразу несколько. Для достижения той или иной цели ставятся определенные задачи. Без задач не было бы и цели, а без цели и образовательного процесса. Художественное образование не является исключением и имеет свои цели и задачи, которые прописаны в Приказе Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации". Отталкиваясь от данных целей художественное образование, призвано реализовать следующие задачи:

Немало функций имеет художественное образование в современной России, но существует ряд наиболее важных, их и следует рассмотреть наиболее подробно.

Воспитательная функция формирует личность высоко духовную; гедонистическая отвечает за то, что у детей появляется желание не только посещать занятия по художественным направления, но и получать эстетическое удовольствие от данных уроков; коммуникативная функция позволяет сформировать коммуникативные навыки; благодаря познавательной функции дети получают художественные знания, а также стремятся к постижению мира вокруг и себя, в том числе; развивающая отвечает как за общее развитие личности, так и за развитие художественных умений и навыков, помогает найти пусть к самовыражению.

Важным приоритетом современного художественного образования является процесс развития и формирования интеллектуальной и эстетической личности, вне зависимости от того будет ли профессиональная деятельность человека связана с художественной областью или нет.

Данный фактор предполагает развитие и усиление гуманитарной стороны образования во всех ее проявлениях, в том числе и образовательный потенциал изобразительного искусства.

Российская Федерация проводит целенаправленную государственную политику, ориентированную на системную поддержку и развитие образования в сфере культуры и искусства.

Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений, а также на наследии известных российских художников изобразительного искусства.

Что касается перспектив развития современного художественного образования, то одним из главных его компонентов является ориентация на союз лучших традиций художественного образования и новых технологий в образовании, которые доступны в наше время.

Еще одной стратегией развития современного художественного образования является процесс формирования наиболее сплоченного партнерского взаимодействия между системой образования и культура, а также между другими составляющими нравственно-эстетического воспитания и художественного образования.

В конечном итоге хочется сказать, что Российскую сферу искусства признают во всем мире. Из этого следует, что система художественного образования России обусловлена своей уникальностью и эффективностью. Российские профессиональные кадры в сфере искусства востребованы не только на родине, но и за рубежом. А многие выпускники художественных учебных заведений добиваются мирового признания.

Подводя итоги, стоит отметить, что подготовка художественных педагогических кадров высшей квалификации ведется по всей стране. В настоящее время в России работает и развивается большое количество образовательных учреждений художественной направленности, занимающих достойную нишу среди всех учебных заведений.

Библиографический список

    «ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» // КонсультантПлюс [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212200/ (дата обращения 20.02.2018).

    Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета [электронная газета]. URL : https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 20.02.2018).

    Приказ Минкультуры России от 28 дек. 2001 года № 1403. Концепция художественного образования в Российской Федерации: утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403 // Кодификация РФ [сайт]. URL : http :// rulaws . ru / acts / Prikaz - Minkultury - RF - ot -28.12.2001- N -1403/ (дата обращения 13.02.2018).

    Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р. О концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 года // КонсультантПлюс [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79661/ (дата обращения 13.02.2018).

    Александрова, Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России, XVIII - начале ХХ веке: диссертация/ Министерство культуры РФ. - Москва: Российский институт культуры, 1998.

    Баженова Т. Ю. Лекции «История и теория художественного образования»: лекции/ Тула, 2007. – 41 с.

    Л.Л. Алексеева, И.М. Быховская, Н.А. Кочеляева, В.В. Мартынова, Е.П. Олесина, Т.С. Федорова, Л.В. Школяр. Художественное образование в Российской Федерации. Развитие творческого потенциала в XXI веке: аналитический доклад/ К.Э. Разлого, – Москва, 2011.

    Н.Н. Фомина. История художественного образования в России ХХ в. в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. / Ю.В. Голобоков. - Москва, 2002. – 473 с.

    Педагогика искусства. Функции художественного образования [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн [сайт]. . URL : http://studbooks.net/86782/kulturologiya/funktsii_hudozhestvennogo_obrazovaniya (дата обращения 09.02.2018).

 


Читайте:



Сочинение My working day на английском с переводом

Сочинение My working day на английском с переводом

«Распорядок дня на английском языке» – одна из самых востребованных тем. Пожалуй, одна из первых, изучаемых в школе и повторяемых в ВУЗе. Будни или...

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Star wars: история далекой-далекой галактики - легенды и сказания

Кратко о статье: Расширенная вселенная давно развивается независимо от своих непосредственных создателей. Дабы не путаться в хронологии событий,...

ю Высшие и центральные государственные учреждения

ю Высшие и центральные государственные учреждения

В эпоху Петра I в России продолжились и усилились серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни России, начавшиеся еще в...

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Духовно-рыцарские ордена – кратко

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден...

feed-image RSS